work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Исторический портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' 16+

Путь

Вложенные разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Антиквариат, предметы старины - объявления, покупка, продажа, обмен

Оценка раздела:
Нравится
0
Не нравится
Раздел для объявлений

Антикварный рынок

Дата публикации: 2018-12-02 05:29:13
Просмотров: 25
Материал приурочен к дате: 1997-09-22
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-09-22 Материалы за: Год 1997
Автор:
 
 Сезон моды на старые вещи.
 Надежда Назаревская.
    В России формируется настоящий антикварный рынок -- с индустрией
подделок, сенсациями и обилием аукционных продаж.
        13 сентября нумизматикой открыла 25-й аукционный сезон
антикварная фирма "Гелос". В конце сентября состоится презентация
Московского аукционного дома, деятельность которого предполагает и
антикварную торговлю. Октябрь будет месяцем букинистическим.
Первым Есенинским аукционом откроются новые букинистические торги
на территории Института мировой литературы. Затем пройдут аукционы
"Библиосферы" -- на новой территории и "Акции" -- в традиционном
Доме медика. В общем, существование российского антикварного рынка
сомнений не вызывает.
  От воли государя к делу государственной важности.
        По преданию, первый аукцион в России провел в 1716 году Петр I
на ассамблее у князя Меншикова. Забавы ради Петр предложил
собравшимся купить для украшения стен своих жилищ картину
присутствовавшего на ассамблее голландского художника. Гости начали
торговаться. Один из них готов был выложить за картину целых 50
рублей, но царю эта сумма показалась ничтожной. В итоге Петр
предложил купить картину самому Александру Даниловичу за 2000
рублей, что тот и сделал, радуясь лишний раз угодить покровителю.
        В 1746 году заезжий гамбургский торговец Морель пытался
устроить в Санкт-Петербурге первый профессиональный аукцион. Но
успеха не имел, картины остались нераспроданными. Позднее он продал
часть из них графам Шереметеву, Шувалову и другим.
        Крупного аукционного дома подобно английским Sotheby's и
Christie's и французскому L'Hotel Dronot в России не было. Долгие годы
Петербург оставался антикварным центром страны. В Москве
коллекционеры находили свои редкости у старьевщиков или на
знаменитой Сухаревке.
        В двадцатые годы частные собрания были национализированы --
шла грандиозная перетасовка художественных ценностей: что-то
передавалось в музеи, многие вещи уходили в своеобразный
государственный фонд для торговли на мировых аукционах.
Наркомвнешторг вел за границей достаточно масштабные продажи
антиквариата. Знаменитое Шереметевское собрание картин было
передано в Эрмитаж, а оттуда частично продано за рубеж. Из столь же
знаменитого Румянцевского музея, где было 1700 картин, 400 были
переданы в Третьяковскую галерею -- в том числе полотно Александра
Иванова "Явление Христа народу", 200 -- в Музей изобразительных
искусств и более 200 было продано в Берлине на аукционе известного в те
годы Лепке. Об этих продажах двадцатых-тридцатых годов еще можно
найти какие-то прямые или косвенные свидетельства, а вот о дальнейших
"уходах" прекрасных произведений западноевропейской живописи из
собрания Эрмитажа в сороковых-пятидесятых могут судить лишь узкие
специалисты.
        Монополию государство определило в законодательных актах,
регламентирующих все операции с антиквариатом. Ныне на территории
России действует Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. "О
вывозе и ввозе культурных ценностей". Дополнительно 30 мая 1994 г. был
издан указ президента РФ "О реализации предметов антиквариата и
создании специально уполномоченного органа государственного
контроля по сохранению культурных ценностей". В пункте 5 указа точно
обозначено: "Для целей настоящего указа под предметами антиквариата
понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад,
включающие следующие категории предметов..." -- и идет обширный
перечень от "а" до "я". Так что если кто-то куда-то отправляется на
ПМЖ, взять с собой чудом сохранившийся портретик-миниатюрку
прабабушки или родовую икону он не сможет. Легально, конечно.
  Череда сенсаций.
        В сезон 1995-1996 гг. антикварный мир потрясла сенсация.
Эксперты фирмы "Альфа-Арт" летом 1995 года нашли в Петербурге в
достаточно хорошей сохранности картину Ильи Репина "Портрет Его
Величества Императора Николая II" (297х177, 1895 г.). Этот парадный
портрет был написан по заказу русского императорского двора для зала
заседаний Государственного совета в Мариинском дворе Санкт-
Петербурга. В "Пенатах" хранятся черно-белые фотографии этого
портрета, сделанные самим Репиным. Во время октябрьских катаклизмов
портрет из Мариинского дворца исчез. О нем забыли, он не упоминался
даже в монографиях о Репине. Последний владелец хранил его без
подрамника и, как ему казалось, весьма надежно -- на полу под ковром.
Экспертизу портрета проводила Третьяковская галерея.
Предварительная ее оценка -- 400 тыс. долларов, пока это самая высокая
цена живописи на российском рынке. Но на торги картина так и не
выставлялась.
        Другая сенсация -- уже недавняя -- на апрельских торгах 1997 года
в аукционном доме "Гелос" появились иконы, датируемые XII веком, то
есть эпохой Киевской Руси! Это были две двусторонние створки складня
небольшого размера -- 19х6,5 см, верхний край которого фигурно опилен.
На одной стороне изображены святые Благоверные князья Борис и Глеб,
а на другой -- Богоматерь и Иоанн Предтеча. Этот экспонат поступил из
коллекции И. Р. Померанцева -- знаменитого исследователя русской
иконы, который, говорят, приобрел его в 1922 году на Сухаревке.
Условная цена определялась от 40 до 120 тыс. долларов. Купило его
частное лицо за 55 тыс. долларов. Это тоже пока самая высокая цена
иконы на отечественном рынке.
  Этапный сезон для антиквариата.
        В сезоне 1996-1997 гг. не только открыли "Бориса и Глеба" -- он
был в целом этапным для антикварного бизнеса. В Москве один за одним
прошли Первый и Второй антикварные салоны. В столицу приезжали
петербургские торговцы стариной. Антикварное пространство
расширяется, его обживают новые субъекты рынка -- в ноябре 1996-го
участников было 18, в марте 1997-го -- уже 29. Петербургские цены были
на 10-15% ниже московских, и, конечно, москвичи этим воспользовались.
Особенно радовались московские нумизматы.
        Специализированный петербургский магазин "Коллекционер-М"
привозил прекрасное собрание монет, бумажных денег и нагрудных
знаков. "Гелос" купил у петербургской фирмы "Рапсодия" замечательное
полотно Константина Маковского "Сцена боярского пира" по цене, нам
неизвестной, а продал его на своем майском аукционе 1997 года за 22
тыс. долларов.
        В этом сезоне прекратила свою деятельность аукционно-
антикварная фирма "Четыре искусства". Об отказе от аукционной
деятельности заявила "Альфа-Арт". Ассоциация "Четыре искусства"
активно функционировала на рынке чуть более двух лет -- с 1993 по 1995
год. За полтора года активной деятельности прошло четыре аукциона с
конечным результатом почти в 100%. Произведения были первоклассные.
Инвесторы финансировали покупки за рубежом работ А. Бенуа, И.
Билибина, К. Богаевского, Н. Дубовского, И. Машкова, Д. Митрохина.
Все эти картины, впервые показанные в России, составляли примерно
80% аукционных коллекций.
        Высоким уровнем отличались и аукционы "Альфа-Арт". Эта
фирма существует с 1991 года и провела 20 аукционов в Центральном
доме художника на Крымском валу, где и поныне расположена ее галерея.
Вещи здесь собраны музейного уровня -- от небольших работ М.
Волошина и К. Коровина за 300-500 долларов и коллекционных картин
И. Левитана и И. Шишкина за 3-5 тыс. долларов до грандиозных
полотен И. Айвазовского и В. Васнецова за 50-70 тыс. долларов.
  Новый сезон.
        К началу нового сезона 1997-1998 гг. в лидеры вышел
аукционный дом "Гелос", открывший недавно свое представительство в
Лондоне. Успешная деятельность этого дома, вероятно, заложена в его
многопрофильности, а также в обширной дилерской сети: работают
региональные отделения в Петербурге и на Украине -- в Киеве и
Харькове. Проводятся специальные торги для дилеров, задача которых --
быстрейший оборот предметов. Для широкой публики ежемесячно, с
сентября по май, проходят коллекционные аукционы. Стратегия фирмы --
постоянное расширение: развивают свою деятельность букинистическое и
нумизматическое отделения, издается журнал "Российский аукцион", но
поскольку "Гелос" -- практически единственный постоянно действующий
аукционный дом, то издание, естественно, носит рекламный характер.
        "Антикварная газета" -- еще одно антикварно-информационное
детище, но уже другой, конкурирующей фирмы "Купина", также
достаточно давно работающей на арт-рынке. Открытое акционерное
общество "Купина" представляет собой обширную систему, куда входят
фольклорный музей, галерея иконы, реставрационные мастерские и
девять магазинов, расположенных на Старом и Новом Арбате.
Проводит, как правило, два аукциона в сезон. Предмет торгов --
преимущественно иконы, хотя в "Купину" стекаются не только иконы, но
и разнообразная церковная утварь, медная пластика, деревянная
скульптура. Если вещи приобретает музей, фирма идет на ценовые
уступки. Однажды в "Купине" появилась очень редкая икона Василия
Блаженного, написанная в XII веке, где детально и достоверно была
развернута панорама Московского Кремля той эпохи. Ее продали
Третьяковке за 10 тыс. долларов, хотя реальная ее стоимость была в два-
три раза выше.
        В общем, несмотря на государственное крепостное право и
высокие оброки -- таможенные пошлины, российский антикварный
рынок динамично наращивает объемы продаж. Воссоздается и
формируется заново достаточно узкий круг потребителей
специфического антикварного товара. Активно и весьма
профессионально работают производители поддельных произведений, то
бишь "фальшаков". На московском черном рынке ходит их превеликое
множество. Как говаривал Козьма Прутков: "Люби ближнего, но не
давайся ему в обман!"
  Соотношение предложений и продаж по видам антиквариата на
осенних торгах 1996 г. (первая половина аукционной сессии 1996-1997 гг.).
Аукционный дом                      Количество лотов
"Альфа-Арт", 26 октября   50    --     --    32   --   --    523 800
"Гелос", 21 сентября      23    8      74    19   7    66    301 275
"Гелос", 2 ноября         72    --     --    49   --   --    914 000
"Гелос", 14 декабря       21    7      119   17   7    106   491 445
"Купина", 29 ноября       --    136    --    --   55   --    71 230
Общий объем продаж                                         2 301 750 долларов
Все данные приводятся из аукционных каталогов и по результатам
торгов.
Соотношение предложений и продаж по видам антиквариата во второй
половине аукционной сессии 1996-1997 гг.
                              Живопись             Икона и церковное искусство      Декоративно-прикладное искусство
                  предложено/продано объем продаж, предложено/продано объем продаж, предложено/продано объем продаж,
                                     доллары                          доллары                          доллары
"Гелос", 18 января    35/288          282 100           12/11          26 300            52/45           136 700
"Гелос", 15 февраля   60/59           450 310           88/7           16 000            64/62           144 060
"Гелос", 15 марта     38/23           76 550            8/6            4 400             65/50           114 110
"Гелос", 19 апреля    14/8            84 100            78/58          214 310           --              --
"Гелос", 24 мая       45/32           423 660           19/4           21 000            99/87           203 990
"Купина", 23 мая      97/11           60 200            --             --                --              --
Все данные приводятся из аукционных каталогов и по результатам
торгов.
Эксперт
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: В России формируется настоящий антикварный рынок -- с индустрией подделок, сенсациями и обилием аукционных продаж. Монополию государство определило в законодательных актах, регламентирующих все операции с антиквариатом.

Остальные материалы раздела: Антиквариат

Альбомы:

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.антиквариат/антикварный_рынок