Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения СССР,
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
15 декабря 1976 г. N 1527-76
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ
Положением о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, определены основные задачи государственного санитарного надзора, которые заключаются в осуществлении контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.
Выполнение этих важных государственных задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической службе, а также форм и методов работы санэпидстанций.
Одной из форм совершенствования управления, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы, усиление оперативно-организационных функций учреждений, является система централизации управления и финансирования санэпидстанций. Под этим понимается передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной административной территории под непосредственное административное и финансовое подчинение городской - города с районным делением (II уровень управления) или областной (III уровень управления) санэпидстанции.
В этих условиях на главного врача управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети, расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем кредитов, которые передаются на областной (краевой, республиканский АССР, городской - города с районным делением) уровень, осуществляет финансовый контроль по всем санитарно-эпидемиологическим учреждениям административной территории по всем источникам финансирования.
К настоящему времени по новой системе работают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР (Гомельская область, г. Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР, Юго-Осетинская автономная область, г. Тбилиси), Азербайджанской ССР (Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская автономная область, г. Баку), Армянской ССР (г. Ереван).
Всего централизацией управления и финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3% от общего числа учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных республик, 49 областных, две областные автономных областей, 172 городских, 775 районных санэпидстанций сельских районов и три линейных санэпидстанции на водном транспорте.
Таким образом, имеется опыт централизации как в условиях областей, так и автономных республик и автономных областей, городов с районным делением.
Работа этих санэпидстанций осуществляется в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях централизации управления и финансирования", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 г. N 333.
Исходя из того, что централизация управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и эффективности государственного санитарного надзора и проводимых противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться систематическому анализу и оценке.
Изучение эффективности системы централизации имеет целью сопоставление достигнутых результатов качества государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и финансирования.
Оценка эффективности системы централизации управления и финансирования может быть осуществлена только в условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за исходный год, предшествующий введению системы централизации.
При анализе и оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении смет расходов по статьям с запланированными ассигнованиями, изучать в динамике данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению материально-технической базы санэпидстанций (статья 10, 12, 14, 16), и исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает возможность увеличения соответствующих ассигнований на предстоящий год.
Анализ состояния бюджета и его использования проводится с учетом данных, приведенных в Приложении 1.
При этом необходимо определять (в процентах):
- темпы роста бюджета санитарно-эпидемиологической службы;
- удельный вес расходов по каждой статье в общем бюджете;
- темпы роста отдельных статей расходов;
- исполнение смет расходов по статьям в сравнении с запланированными ассигнованиями.
В процессе оценки эффективности системы централизации сопоставляются также достигнутые уровни кадрового и материального обеспечения санэпидстанций с принятыми нормативами (штатные нормативы медицинского и инженерно-технического персонала, нормы обеспечения транспортом и т.д.).
Состояние финансирования, обеспеченности кадрами, транспортом целесообразно изучать по учреждениям II или III уровня (городские - городов с районным делением, краевые, областные, республиканские АССР санэпидстанции) и отдельно по учреждениям I уровня (районные, городские, портовые, линейные санэпидстанции) - в сумме, что позволяет сравнивать динамику изменения показателей для каждой из этих групп учреждений раздельно.
При оценке объема и качества деятельности необходимо проведение исчисления показателей, характеризующих ресурсы санитарно-эпидемиологической службы административной территории, санитарную и эпидемиологическую ситуацию и др. в соответствии с "Методическими указаниями по оценке качества и эффективности деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений (санэпидстанций, дезстанций)", утвержденными Министерством здравоохранения СССР 15 декабря 1976 г. N 1526-76.
Полученные результаты позволят выявить влияние новой формы управления и финансирования на объем, качество деятельности конкретной санэпидстанции или санитарно-эпидемиологической службы административной территории.
Эти материалы должны использоваться руководителями санитарно-эпидемиологических служб для планирования развития сети, материальной базы, обеспечения кадрами, для рационального планирования санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в масштабе соответствующих административных территорий. Они помогут также наметить пути устранения имеющихся организационных недостатков. Для этого анализируется целесообразность конкретных управленческих решений в отношении отдельных санэпидстанций с целью улучшения деятельности этих учреждений и в целом санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной республики.
Заместитель начальника Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
К.И.ЛУЧИНА
Заместитель начальника
планово-финансового
управления Министерства
здравоохранения СССР
И.В.БАБАНОВСКИЙ
Приложение 1
Наименование административной
территории __________________
Бюджет
санитарно-эпидемиологической службы
и его исполнение (в динамике)
(в тысячах рублей)
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ │ ГОДЫ │
│ ├──┬──┬──┬──┬──┬──┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼──┴──┴──┴──┴──┴──┤
│1. Всего по смете │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│2. Заработная плата (статья 1) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│3. Канцелярские и хозяйственные расходы │ │
│(статья 3) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│4. Командировки и служебные разъезды │ │
│(статья 4) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│5. Расходы на производственную практику │ │
│учащихся и приобретение книг для библиотек │ │
│(статья 5) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│6. Приобретение медикаментов и перевязочных │ │
│средств (статья 10) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│7. Приобретение оборудования и инвентаря │ │
│(статья 12) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│8. Приобретение мягкого инвентаря (статья 14) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│9. Капитальный ремонт зданий и сооружений │ │
│(статья 16) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│10. Прочие расходы (статья 18) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘