work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


События 90х

Далее в разделе: Эпоха 90х

В этом разделе События 90х в основном собраны новости и события России уже после разпада СССР начиная примерно с 1993 года
В похожем разделе Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е содержатся материалы с начала 80х и до первой половины 90х, и в основном касаются Перестройки, Путча и событий связанных с распадом СССР.


 
Краткий список важнейших событий в стране 90х
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- Октябрь 1997-го - начало проявления мирового финансового кризиса в России.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- Март 1998-го - отставка кабинета Черномырдина.
- Август-сентябрь 1998-го - без комментариев.
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Май 1999-го - отставка кабинета Примакова.
- Август 1999-го - назначение В.В.Путина на должность председателя правительства РФ.
- Декабрь 1999-го - выборы в Госдуму.
 



 

ЭКОНОМИКА ВЕЩЬ КОНКРЕТНАЯ. КАК ЖИТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ НА ОПЫТЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

Дата публикации: 2017-11-05 23:05:13
Дата модификации: 2017-11-05 23:05:13
Просмотров: 579
Материал приурочен к дате: 1998-10-29
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1998-10-29 Материалы за: Год 1998
Автор:
 
Лапшов
 
Аннотация Л.Пайдиева
 
На протяжении последнего двадцатипятилетия финансовый и банковский сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывает острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою неплатежеспособность. Массовые кризисы финансовой и банковской системы случались и в прошлом. Достаточно вспомнить грандиозный кризис периода "Великой депрессии" в США. Однако до последних десятилетий такие кризисы исторически представляли собой единичные явления.
Хотя аналитики признавали их системный характер, ретроспективные объяснения вызывавших эти кризисы причин сводились к анализу конкретных условий развития финансовой и банковской систем страны, испытавшей кризис, а также внутренних и внешних экономических обстоятельств, оказавших очевидное влияние на обострение проблем, исподволь назревавших в ее финансовом и банковском секторе. До сих пор экономика наука сугубо конкретная. Знание различных абстрактных формул приносит мало пользы. А история экономики, знание фактуры выручает всегда. Основа верных экономических решений - опыт. Поиск единства в разнообразии.
Если большинство исследователей финансовых и банковских кризисов сходятся в том, что объективным фактором, обусловившим их массовый характер, является углубляющийся с каждым годом процесс глобализации финансовой деятельности, то попытки выделить и тем более теоретически обосновать другие объективные факторы "вируса неплатежеспособности", поражающего финансовые и банковские системы, пока еще не приносят существенных результатов.
Выявление объективных причин, вызывающих сходные по внешним проявлениям кризисы, и в странах с отсталыми системами финансовых учреждений и низкими темпами экономического роста, и в самых индустриально развитых и, казалось бы, устойчиво благополучных странах, не говоря уже о странах с "переходной" экономикой, имеет весьма практический смысл. 
Видимое сходство целого ряда внешних признаков системных финансовых и банковских кризисов побуждает многих исследователей отождествлять их с причинами резкого обострения проблем платежеспособности. Так, например, давно замечено, что в подавляющем большинстве случаев кризисы банковских систем происходят на фоне более или менее острых финансовых кризисов, выражающихся в существенном падении курса национальных валют.
По мнению авторов именно несовершенство самих национальных банковских систем, учитывая важнейшую роль, которую играют банки в нормальном функционировании рынка капиталов, приводит к попустительству в области обслуживания выдаваемых банками кредитов, что способствует росту реальной заработной платы, опережающему по темпам рост производительности труда.
Это кончается "обвалом" курса национальной валюты.
Таким образом, даже при таком кажущемся единстве признаков банковского кризиса, разобраться, что именно здесь является следствием, а что причиной, оказывается весьма непросто. Еще сложнее бывает выявить единство причин, вызывающих кризисы в странах с разными до противоположности режимами государственного регулирования финансовой и банковской деятельности. Показательно, например, что там, где кризису банковского сектора предшествовало его жесткое регулирование правительством, провозглашается курс на дерегулирование банков и либерализацию финансовой сферы.
Напротив, в странах, отличавшихся существенной свободой деятельности банков и финансовых компаний, правительства принимают порой поистине драконовские меры по ограничению свободы рынка кредитов и капиталов.
 
Определители системных банковских кризисов. Финансовые и банковские кризисы в ЮВА.1997 г.
 
Тайвань.
Тайвань практически не пострадал от финансового кризиса, охватившего большинство стран региона. Новый тайваньский доллар (НТ$) упал лишь на 2,7% по отношению к американскому доллару. Не испытала кризиса и банковская система страны. Во мног ом это, возможно, объясняется высоким, по сравнению с соседними странами, уровнем государственного контроля над финансовой сферой и чрезвычайно осторожной политикой приватизации и постепенного дерегулирования банковского сектора. Лишь шесть лет назад тайваньские коммерческие банки были законодательно открыты для приватизации, и появились первые частные коммерческие и бизнес-банки.
Если спросить какая страна имеет наименее рыночный характер - это Тайвань до недавнего времени в стране царил режим советского выученика Юры, даже в мелочах скопированный со сталинской модели.
 
Япония.
Важнейшим для дерегулирования банковской деятельности является также закон, разрешающий банкам формировать холдинговые компании. Тем самым перед банками открываются широкие возможности диверсифицировать свою деятельность, распространяя ее, в частности, на такие области, как операции на вторичном рынке ценных бумаг и страхование. 
В целом, таким образом, банковская система Японии к 2001 году максимально приблизится к англо-саксонской модели, с тем однако отличием, что диверсификация деятельности японских банков будет осуществлена не путем придания им статуса универсальных банков, но через образуемые ими холдинги, включающие самые разнообразные инвестиционные, страховые и другие финансовые учреждения. При этом банкам, как и в настоящее время, запрещается иметь дочерние предприятия, занимающиеся нефинансовой деятельностью.
 
Тайланд.
Финансовый кризис, разразившийся в Тайланде в июне 1997 г., послужил отправной точкой для затяжного кризиса финансовых учреждений, в том числе и банков. Одной из причин банковского кризиса, по мнению аналитиков, явилось принявшее достаточно массовый характер кредитование банками заемщиков не в местной валюте, а в американских долларах.
По мнению ряда авторитетных аналитиков, избыточное предложение в секторе недвижимости Таиланда приняло катастрофические размеры, что может обрушить всю банковскую систему страны. Так, в области жилья уровень превышения предложения над спросом соответствует примерно 6 годам нормального, т.е. предшествовавшего кризису удовлетворения спроса. По оценкам экспертов, примерно 50 % недвижимости в виде помещений под офисы останется невостребованной на протяжении по крайней мере еще четырех лет. Предоставленные правительству Таиланда в августе 1997 г. чрезвычайные займы в размере 17,2 миллиардов американских долларов, 3,2 миллиарда из которых представляли собой гарантированный ("стэнд бай") кредит МВФ, не только не спасли тайландский бат, но, учитывая системный характер кризиса, поразившего банки и другие кредитные и финансовые учреждения, во многом усугубили бедственное положение финансов страны.
 
Индонезия.
В то время, как банкам запрещено иметь открытых долларовых позиций на сумму, превышающую 25 % их собственного капитала, клиенты банков проявляют гораздо меньшую сдержанность в росте своих долларовых займов. Так, в частности, многие корпорации существенно увеличили долларовую задолженность, эмитировав так называемые "коммерческие бумаги" - краткосрочные (от одного до трех месяцев) долларовые обязательства. Поскольку они нигде не регистрировались, никто в точности не знает размеров этого долга. По некоторым оценкам он может составлять от 30 до 70 миллиардов американских долларов. Корпоративный сектор во многом оказался вынужден прибегнуть к подобным мерам заимствования в силу того, что Банк Индонезии в своих попытках поддержать национальную валюту резко повысил ставку рефинансирования, что, в свою очередь, взвинтило стоимость займов для корпораций в коммерческих банках.
Таким образом ситуация является копией российской: дороговизна кредита заставила предприятия активно влезать в долги. Долги номинированые к доллару. В итоге роста экономики неплатежей национальная валюта рухнула: слишком много обязательств были привязаны к чужой денежной единице. 
Объявив 5 ноября о своем решении выделить 23 миллиарда американских долларов на спасение индонезийской рупии, МВФ подчеркнул, что ключом к выходу из финансового кризиса является продуманная реструктуризация финансовых институтов страны.
Пакет финансовой помощи включал $10 миллиардов гарантированного ("стэнд бай") кредита МВФ, $4,5 миллиарда займа Мирового банка и $3,5 миллиарда займа Азиатского Банка Развития. МВФ заявил, что помимо закрытия 16 банков необходимо предпринять шаги, направленные на то, чтобы слабые, но жизнеспособные банки в кратчайшие сроки разработали планы по финансовой реабилитации.
 
Малайзия.
Хотя финансовый кризис лета 1997 г. не обошел Малайзию, его влияние на банковскую систему страны оказалось меньшим, чем в Тайланде и Индонезии. Обозреватели склонны объяснять это, во-первых, гораздо меньшим объемов зарубежных займов, взятых малайскими банками и частными корпорациями, а во-вторых, гораздо более жестким регулированием банковской системы со стороны правительства и Банка Негара - центрального банка страны.
Как считают аналитики, именно отсутствие возможности в полной мере контролировать кредитную политику коммерческих банков, является одной из главных причин южнокорейского банковского кризиса. Управляющие банков, чаще всего назначаемые партийным руководством, весьма нередко выдают займы под давлением правящих политических сил, получая при этом взятки от заемщиков.
С целью упорядочить надзор за деятельностью коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, Министерство финансов и экономики (МФЭ) обнародовало 16 июня 1997 г. разработанный Комиссией по финансовой реформе пакет законопроектов, одним из важнейших в котором явился законопроект об учреждении Управления по финансовому надзору (УФН), призванного решать вопросы санации проблемных банков, а также их слияния с более устойчивым финансовым учреждением либо ликвидации. В результате южнокорейские банки, практически лишившиеся возможности получать зарубежные займы, обратились к внутреннему форексному рынку.
 
Чехия.
Приватизация банков началась в 1992 г., после того, как принадлежащие государству коммерческие банки были включены в проект ваучеризации. Приватизация банков осталась незавершенной, поскольку в процесс ваучеризации были включены только 50 % акций банков. Остальные акции остались во владении государства, главным образом, в распоряжении Фонда национального имущества. После принятия в 1991 г. нового Закона о банках дальнейшие законодательные мероприятия по совершенствованию банковской деятельности и банковского надзора были надолго отложены. Крупные коммерческие банки - наследники монополии государственного банка ЧССР - полностью господствуют на финансовом рынке.
Осенью 1996 г. Центральный банк и правительство создали специальный финансовый орган, управляющийся Банком консолидации, функцией которого было принимать от коммерческих банков их необслуживаемые активы с целью добиться их реанимации. Банки, передающие в ведение нового органа свои неработающие активы, обязывались выкупить их через 5 - 7 лет, в течение которых эти банки будут находиться под надзором Центрального банка.
Опыт Чешской Республики достаточно убедительно показал, что ограничение приватизации коммерческих банков, а также доступа в национальную банковскую систему иностранных банков ведет к серьезному сдерживанию роста эффективности банковской деятельности
 
США.
Кризис фондового рынка, вызванного спекулятивной игрой на бирже. благодаря ошибкам ФРС перекинулся на реальный сектор. Государство Рузвельта отказалось от принципа невмешательства в экономику и занялось активным регулированием.
Конгресс принял закон о банках по кредитованию жилья. С этой целью в мае 1933 г. была учреждена Федеральная администрация вспомоществования (ФАВ) во главе с профессиональным работником сферы социального вспомоществования Гарри Гопкинсом. ФАВ направила правительствам штатов и городов пол-миллиарда долларов для выдачи в качестве прямых пособий остро нуждающимся, состоящим там на учете.
Считая эту меру недостаточной, особенно в преддверии зимы 1933-1934 гг., Гопкинс настоял на создании еще одного правительственного органа, призванного облегчить судьбу безработных - Администрации гражданской службы (АГС). На следующий год АГС была заменена более постоянным органом - Администрацией совершенствования работ (АСР), также возглавленной Гопкинсом.
На помощь банкам пришла созданная еще Гувером Корпорация по финансированию реконструкции (КФР), возглавленная известным финансистом Джесси Джонсом. КФР ссудила не только ссудила более 2 миллиардов долларов 8 500 банкам, находившимся в угрожающем положении, но и инвестировала более миллиарда долларов в 6 000 банков страны путем покупки их ценных бумаг. Оказывая кредит не только банкам, но и непосредственно производительным корпорациям, КФР по сути дела превратилась в крупнейший банк мира. Оказание помощи рассматривалось как главная, но не единственная мера по выводу экономики из кризиса. Некоторые предпринимательские институты США и сложившаяся практика их действий нуждались в перестройке. Одним из таких предпринимательских институтов являлись многочисленные мелкие банки. К 1 января 1934 г. страхованием депозитов было охвачено 97 % всех коммерческих банков страны. Количество разоряющихся банков и теряющих свои накопления вкладчиков сразу же резко уменьшилось. Крупные коммерческие банки также имели проблемы, но совсем другого рода. Соблазненные огромными прибылями, которые сулила спекуляция ценными бумагами, они учреждали филиалы, занимавшиеся инвестиционной деятельностью. Подобное сочетание в одном финансовом учреждении депозитных и инвестиционных функций открывало широкий простор для различного рода злоупотреблений - от переноса потерь по займам с бухгалтерских книг коммерческого банка на счета инвестиционного филиала до назначения огромных годовых премий банковской верхушке.
Неудивительно поэтому, что Акт Глосса - Сигала потребовал от банков - членов Федеральной резервной системы избавиться от своих инвестиционных филиалов, заставил частные банки сделать выбор между депозитной либо инвестиционной деятельностью и предусматривал целый ряд других мер по предотвращению злоупотреблений, порождаемых смешением банковских функций.
Были существенно усилены возможности 12 банков Федеральной резервной системы по контролю и надзору над входящими в нее коммерческими банками, в частности, был ужесточен контроль над выдаваемыми банкам займами под обеспечение акциями и облигациями.
 
Россия во время и после Первой мировой войны.
Учет краткосрочных государственных обязательств служил прикрытием всей системы финансирования войны посредством выпуска бумажных денег.
Государственные краткосрочные обязательства поступили также на частный денежный рынок и были навязаны в качестве средства платежа поставщикам военной продукции. Частные банки начали учитывать их наравне со всеми краткосрочными векселями, и ГКО в России - как и в других странах - превратились в особого рода деньги. Всего на 1 января 1916 г. на частном рынке обращалось ГКО на сумму 705 миллионов рублей, а к концу того же года - уже на сумму в 2 609 миллионов рублей.
В развитии валютного рынка России с 1914 по 1924 г. (если употреблять термин "валютный рынок" в самом широком смысле этого слова, подразумевая под ним любые, в том числе неорганизованные и даже нелегальные формы обмена рубля на иностранную валюту и золото), можно выделить три этапа.
Первый этап - это период с 1914 г. до Октябрьской революции и национализации частных банков. В этот период банки осуществляли значительные операции по купле и продаже иностранной валюты. Банкноты государственного банка (червонцы) стали новой разновидностью денег. Перед войной Россия располагала широкой сетью коммерческих учреждений. Главное место в системе кредита после эмиссионного банка - Государственного банка - занимали ипотечные банки долгосрочного кредита и коммерческие банки краткосрочного кредита. Менее важную роль играли небольшие кредитные учреждения, выдававшие малые займы.
Ипотечные банки выдавали займы под заклад земли, как правило больших имений, а также под заклад городских строений. Займы оказывались в форме специальных долгосрочных закладных листов, которые можно было затем продать, учесть или перезаложить в коммерческом банке, получив за них наличные деньги. Накануне войны в России было два государственных банка такого типа (Дворянский банк и Крестьянский банк), десять акционерных ипотечных банков и несколько малых ипотечных учреждений в Польше, Прибалтике и Закавказье. Долгосрочные займы под заклад городских зданий и строительных участков выдавали также городские банки.
Среди учреждений краткосрочного кредита первое место принадлежало акционерным коммерческим банкам. Они начали появляться в России в 60-х - 70-х годах девятнадцатого столетия. На 1 января 1914 г. в стране действовали 46 коммерческих банков, имевших 822 отделения и агентства, из них 33 за рубежом. Возникла идея о восстановлении Государственного банка, поскольку процесс воссоздания из небытия кредитной системы мог быть начат только "сверху".
Другой компромиссной мерой было участие банка в прибылях должника от продажи товаров. Однако и эта мера защищала капитал банка от потерь лишь частично. 
Когда приходил срок платежа, должник возвращал в банк столько рублей, сколько приходилось по его счету в золотых рублях по курсу дня платежа. Эта мера, которая впоследствии заменила собой все остальные, могла быть введена только постепенно на протяжении 1922 г., одновременно с введением в стране счетоводства на золотой основе.
Все эти паллиативные меры оказались достаточно действенными. Однако необходимо отдавать себе отчет, что во многом защита банковского капитала от потерь осуществлялась за счет его клиентов (которыми являлись почти исключительно государственные промышленные и торговые предприятия), депозиты и текущие счета которых постоянно обесценивались вместе с обесцениванием советского рубля. Как бы то ни было, когда 1 октября 1923 г. банк свел наконец свой годовой баланс в золоте, у него оказался значительный собственный капитал, превышающий 50 миллионов рублей. 
Вслед за Госбанком стали возникать и другие банки. Среди них: 
1) банки акционерного типа, из которых наиболее крупным является "Российский Торгово-промышленный банк" ("Промторгбанк") с правлением в Москве, и к числу которых надо отнести еще "Банк для внешней торговли СССР" (раньше "Российский коммерческий банк" - "Роскомбанк") с правлением в Москве, "Дальневосточный банк" (правление в Чите), "Юго-Восточный банк" (в Ростове-на-Дону); 
2) "Центральный сельскохозяйственный банк"; 
3) банки кооперативного типа, к числу которых относятся "Всероссийский кооперативный банк" ("Всекобанк") и "Украинский банк"; 
4) городские банки ("Московский городской банк", "Ленинградский коммунальный банк", "Харьковский городской банк", "Нижегородский городской банк", "Вологодский коммунальный банк" и др.); 
5) общества взаимного кредита, число которых к середине 1924 г. превышало 70; 
6) общества сельскохозяйственного кредита, которых к 1 июня 1924 г. было около 25; 
7) кредитные и ссудо-сберегательные товарищества; 
8) Городские ломбарды в Москве и Ленинграде; 
9) сберегательные кассы. 
Описание материала: На протяжении последнего двадцатипятилетия финансовый и банковский сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывает острые кризисы

Остальные материалы раздела: События 90х

Предыдущая Обзор деловой прессы конец декабря 1998
Следующая ОБЗОР ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ С Новым Годом 1999

Адрес страницы: link

На протяжении последнего двадцатипятилетия финансовый и банковский сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически испытывает острые кризисы ЭКОНОМИКА ВЕЩЬ КОНКРЕТНАЯ. КАК ЖИТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ НА ОПЫТЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН