work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


События 90х

Далее в разделе: Эпоха 90х

В этом разделе События 90х в основном собраны новости и события России уже после разпада СССР начиная примерно с 1993 года
В похожем разделе Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е содержатся материалы с начала 80х и до первой половины 90х, и в основном касаются Перестройки, Путча и событий связанных с распадом СССР.


 
Краткий список важнейших событий в стране 90х
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- Октябрь 1997-го - начало проявления мирового финансового кризиса в России.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- Март 1998-го - отставка кабинета Черномырдина.
- Август-сентябрь 1998-го - без комментариев.
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Май 1999-го - отставка кабинета Примакова.
- Август 1999-го - назначение В.В.Путина на должность председателя правительства РФ.
- Декабрь 1999-го - выборы в Госдуму.
 



 

ЧТО БУДЕТ В НОВОМ, 1999 ГОДУ?

Дата публикации: 2017-11-05 22:39:20
Дата модификации: 2017-11-05 22:43:24
Просмотров: 848
Материал приурочен к дате: 1998-12-28
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1998-12-28 Материалы за: Год 1998
Автор:
ЧТО БУДЕТ В НОВОМ, 1999 ГОДУ?
Прогноз нашего экономического обозревателя Леонида Пайдиева, к.э.н.
Основной темой СМИ этого воскресенья было утверждение бюджета. Но правильнее было бы рассуждать о том, что ждёт нас в 1999 году.
 
Нашу жизнь в начале нового года предопределили действия правительства России и её президента. СМИ, особенно телевизионные, много рассуждали о разных второстепенных вещах. Но стоит обратить внимание на главное:
 
1. Беспрецедентно мизерный бюджет - 20 млрд. долл. Это меньше бюджета Чехии. В десять раз меньше оборонного бюджета США. А ведь в своё время они были равны в этой своей части. Как обеднело Государство!
 
2. Даже этот уровень финансирования выдержать не удастся. Никто не берётся оценить, чему будут равны номинальные цифры, но в долларовом исчислении они, по общему мнению, будут намного меньше.
 
3. Даже сегодня долги по зарплате растут. Долг не менее 40 млрд. руб. На практике это выглядит, например, так: Тверь. Медики горбольницы после августа не получают зарплату совсем. Лекарств нет. Цены выше московских. Реально для людей медицина стала платной. При отсутствии медицинского страхования. Обязательное страхование оказалось фантомом и кормушкой, погибшим под руинами пирамиды ГКО.
 
4. СМИ рассуждают: левое большинство толкает к эмиссии, допустима ли эмиссия для решения социальных проблем? Эмиссия уже идёт полным ходом. Суммы эмиссии называют огромные, до 90 млрд. руб. в четвёртом квартале. Цены растут. Но эти деньги ушли не на социальные цели, и левые здесь, как таковые, не причём: разбогатела партия жулья, среди которых есть члены всех общественно-политических движений.
 
5. Бюджет посеял в мозгах бизнесменов только неуверенность. Они закладывают в своих расчётах курс доллара по максимуму. Если бы правительство и Банк России установили реальный курс и попытались его держать, то мелкий бизнес был бы его сторонником. Сегодня же все держатели валюты играют со спекулянтами против рубля. Дорожает доллар - дорожает всё. Раскручивается инфляционная спираль.
 
6. Явлинский назвал данный бюджет ликвидационным. Как в организации, когда приходит пора ликвидации, оставляют денег на вывоз мебели и расчёт с уволенными сотрудниками. В его словах очень много правды.
 
После этого всё остальное по ТВ слушать уже выше сил нормального человека:
Кто будет в 2000 году Президентом России? 
Что задумал Ельцин с Белоруссией? 
Из-за антисемитских высказываний Макашова МВФ нам не даст денег (Киселёв так и сказал!).
 
В этой связи не может не вызывать тревогу сообщение о сокращении расходов Правительства Москвы. Сократить их очень трудно и больно. Особенность их такова, что сокращение на рубль приводит к гораздо большим трудностям для населения: так, метро строить не будут, но "Москоу-сити" продолжат: автобусы будут ходить раз в полчаса, но проекты, поглощающие средства на всех уровнях московского управления, сократить не удастся.
 
Что представляет из себя этот 20-миллиардный бюджет?
 
Наконец Правительство одобрило проект бюджета на 1999 год. Знакомство с ним привело всех здоровых людей в состояние ступора. Такого снижения социальных расходов предыдущим правительствам и не снилось. Рекламируемое во всех СМИ как левое, Правительство сверстало бюджет, на который не решался до сих пор ни один из крайне правых кабинетов периода Ельцина.
В Федеральном законе "О бюджете на 1999 год" предполагается, что проблема реструктуризации внешних и внутренних долгов - решена.
В этом случае придется платить немного. Из этих маловероятных соображений планируются доходы в 473,8 млрд. руб. (11,85% ВВП) и расходы - 575,1 млрд. руб. (14,38% ВВП). Дефицит, как учит арифметика, составит 101,3 млрд. руб. (2,53% ВВП). Консолидированный, то есть с прибавлением к федеральному всех местных, бюджет составит 913,5 млрд. руб. (22,84% ВВП) против 608,1 млрд. руб., или 22,36% ВВП в 1998 году.
Очень характерна приложенная таблица характеристик бюджета в процентах ВВП:
 
         1996 отчёт  1997 отчёт  1998 оценка  1999 проект
Расходы 18,18        17,1        15,38        4,38
Доходы  14,56        13,5         9,84       11,85
Авторы вроде бы учли тенденцию падения доходов бюджета. С этим следует согласиться. Но они не учли тенденцию падения реальных расходов Государства, вызванную инфляционным обесценением доходов и отсутствием займов. Эта тенденция уже проявилась в 1998 году. Даже при сохранении ситуации 1998 года (а это крайне оптимистическая оценка) расходы бюджета не могут превысить 10% ВВП. Наши аналитики считают, что в материалах прогноза и бюджета есть достаточно фактов, позволяющих назвать величину 9,5% ВВП. Суть политики Правительства можно понять и из проектов бюджетов социальных фондов. Они рассчитаны на гораздо более низкие тарифы взносов в эти фонды, чем предусмотрено российскими законами. 
Правительственные проекты рассчитаны, исходя из тарифов проекта Федерального закона "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды". Он предполагает установить такой тариф для Пенсионного фонда: предприятия - 19%, индивидуальные предприниматели 18%. Думский проект устанавливает более высокие ставки: 28,6% для предприятий, для адвокатов 20,6% и т.д. Взносы в Фонд занятости - 1,5% и 0,2 % соответственно, т.е. сохранение статус-кво.
Снижение ставок Правительство предприняло в надежде приостановить экономический спад и развал налоговой дисциплины.
Даже члены Правительства не скрывали, что нереальный бюджет принимают ради соглашения с МВФ. Но МВФ не даст денег, ибо его устав не предусматривает реструктурирования долгов. К весне денег международных финансовых организаций не будет. Да и сумма их была бы ничтожной по сравнению с минимальными расходами.
Примаков в жёсткой форме дал отповедь экспертам миссии МВФ: "Безответственные молодые люди". За этим стоит твёрдое намерение порвать отношения с Фондом. Опытный дипломат Примаков знает цену каждому слову. Существовавший "Вашингтонский консенсус" гласил: страны семёрки передали оперативный контроль за ситуацией в странах с переходной экономикой неправительственной организации - МВФ. За структурные реформы отвечает Всемирный Банк.
Теперь Примаков намерен выйти напрямую на руководителей стран семёрки с целью принятия политического решения. Он решил, что с МВФ иметь дело бессмысленно. Основания для этого есть: "Коммерсант" от 03.12.98 приводит мнение А. Лушина, заместителя представителя России в МВФ. Денег от МВФ мы не дождёмся. Максимум, он поможет с реструктуризацией долга. Но и это маловероятно: до сих пор ещё никому МВФ не прощал долги перед ним. Я знаком с А. Лушиным по его научным работам. Мнение этого специалиста для меня весомо.
 
Это означает:
1. Вопрос о выделении помощи нашей стране будет принимать каждая страна семёрки отдельно, исходя из своих специальных интересов. Таких интересов не много:
 
Ракеты (СНВ-2) для США
Острова для Японии.
Решение по такой формуле по определению не может быть принято быстро. Бюджет страны масштаба США - это не бюджет МВФ. Помощь на первом этапе неизбежно будет носить характер связанных кредитов. А ими долги не заплатишь. Значит, вопрос с долгом автоматически "зависает".
2. Кредиты МВФ и поддержка его аппарата означают хорошее отношение других кредиторов. Можно выжать один транш из МВФ, но испорченные отношения с его сотрудниками - это испорченные отношения с другими кредиторами.
3. Наступление дефолта по внешним долгам, таким образом, Россия ускорила. Надеюсь, у Примакова есть осмысленный стратегический план для подобной ситуации. 
4. Существует минимум, который нужно заплатить, чтобы дефолта не было. Это сумма порядка 5,5 млрд. долл. (4 млрд. - евробонды, 1 млрд. по ГКО, 0,5 млрд. - прочие). Только в этом случае можно получить отсрочку до начала будущего года. Эти минимальные суммы можно заплатить лишь за счёт валютных резервов. Это критическая величина. Их сокращение ниже отметки 4-6 млрд. долл. резко понизит спрос на рубль, окончательно подорвёт к нему доверие. Это автоматически потребует введения ограничения на конвертирование валюты. Что полностью изменит весь характер экономики, как внешнеэкономических, так и внутриэкономических связей.
5. Противниками дефолта являются только обладатели крупных активов за рубежом. Он может грозить им тотальным арестом счетов. Но им реально нужна лишь отсрочка на несколько месяцев. Это тактические союзники крепкого рубля и сторонники уплаты долгов до середины 1999 года, не более.
6. Падение доверия к России означает, что нам присвоят статус Сомали - не объекта, а субъекта мировой экономики и политики. Отношения с нами будут носить характер "газ в обмен на продовольствие". Это произойдёт после дефолта и действительно серьёзных внутриполитических бед в России. По крайней мере тех, которые напугают страны семёрки.
7. Рост цен на валюту будет приводить к общему росту цен. Подчеркнём, что на валютный курс почти не будет действовать падение покупательского спроса населения. Упрощённо, этот спрос будет означать спрос директуры, которая вместо выплат зарплаты и налогов будет вывозить валюту за рубеж. В начале года снова подорожает импорт. И это потянет за собой цены по всей стране. Так рост цен в Москве привёл к массовому вывозу продовольствия из регионов, росту закупочных цен в 3-6 раз. Впереди рост цен на транспорт и ЖКХ, фактический перевод всех бесплатных услуг в платный режим. 
8. Рост неуверенности в завтрашнем дне заставит население, точнее его часть, сохранившую платёжеспособность, сберегать. И покупать оно будет только валюту. Это вызовет рост цен на валюту и спад потребления. Эта спираль хорошо изучена в ходе экономических кризисов (хрестоматийный пример - Великая депрессия, правда тогда скупали золото).
Без заёмных средств, даже абстрагируясь от оплаты долгов, бюджет будет очень скуден. Фактическое банкротство государства по социальным обязательствам оставляет только два варианта развития событий: 
- Мобилизационная экономика германского образца: "Всё ради возрождения России"
- Конфедерализация России. Передача социальных долгов на уровень регионов. Государство-банкрот рассыпается. 
За единство Российской Федерации могли бы бороться кредиторы, но они скоро махнут рукой. Уже сегодня российский долг можно скупить за символическую сумму в 7 млрд. долл. Из-за таких денег никто надрываться не будет, только авантюрист рэкетирского типа. Но таким нужен развал, чтобы поживиться на обломках. Во время распада России за счёт её зарубежных активов и имущества такой кредитор может много сорвать. Этому мешает только отсутствие политической воли у руководства стран семёрки.
 
Социальная стабильность.
 
Пока село живёт продукцией своих огородов. Горожане проедают свои валютные сбережения. Здесь следует развеять два мифа - "о картошке" и "огромных валютных запасах населения".
Под огромные запасы в чулках у нас будут открывать даже филиалы зарубежных банков. Но данные платёжного баланса говорят, что в России есть немного больше 5 млрд. долл. наличной валюты. И этим данным можно верить: с 1994 года ввоз валюты шёл через банки и хорошо учитывался. Ввозившие валюту граждане декларировали её аккуратно (т.к. чаще всего это был так называемый "отмыв"). Хуже учитывался вывоз. Если мы вычтем из этой суммы оборотные средства челноков и мелкого бизнеса, то выяснится, что "в чулке" у населения очень мало.
Продукция подсобного хозяйства и огородов - подспорье только при работающем общественном хозяйстве. Невыплата пенсий и развал общественного транспорта мигом обнажат эту проблему. У меня достаточно родных в отдалённых сёлах, чтобы оценить реальную значимость этого мотыжного земледелия.
К марту население истратит запасы: селяне доедят картошку, горожане истратят доллары. И тогда социальный кризис ждёт нас по полной программе.
Долги нечем платить. Политический кризис станет неизбежным. Элиты хотят сдать Ельцина. А он хочет сдать их всех. 
Многие эксперты прогнозируют полицейский режим. Но для него нет ни идеологии, ни опоры. Для современных политиков бороться с мафией невозможно - это означало бы сажать своих. А без борьбы с мафией нет полицейского государства: для него представляют опасность не голодные рабочие, но озлобленный мелкий бизнес и криминал. БАЗАР в Иране сверг шаха.
 
В марте - апреле, если не раньше, наша жизнь резко изменится, а дальше прогнозировать невозможно. Экономисту, по крайней мере.
Описание материала: Прогноз экономического обозревателя Леонида Пайдиева. Основной темой СМИ этого воскресенья было утверждение бюджета. Но правильнее было бы рассуждать о том, что ждёт нас в 1999 году.

Остальные материалы раздела: События 90х

Предыдущая Обзор деловой прессы декабрь 1998
Следующая КРИЗИС РЕКЛАМНОГО РЫНКА БОЛЬНО ОТРАЗИТСЯ НА ИНФРАСТРУКТУРЕ ВСЕГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Адрес страницы: link

Прогноз экономического обозревателя Леонида Пайдиева. Основной темой СМИ этого воскресенья было утверждение бюджета. Но правильнее было бы рассуждать о том, что ждёт нас в 1999 году. ЧТО БУДЕТ В НОВОМ, 1999 ГОДУ