work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


События 90х

Далее в разделе: Эпоха 90х

В этом разделе События 90х в основном собраны новости и события России уже после разпада СССР начиная примерно с 1993 года
В похожем разделе Развал СССР, Перестройка, 80е, 90е содержатся материалы с начала 80х и до первой половины 90х, и в основном касаются Перестройки, Путча и событий связанных с распадом СССР.


 
Краткий список важнейших событий в стране 90х
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- Октябрь 1997-го - начало проявления мирового финансового кризиса в России.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- Март 1998-го - отставка кабинета Черномырдина.
- Август-сентябрь 1998-го - без комментариев.
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Май 1999-го - отставка кабинета Примакова.
- Август 1999-го - назначение В.В.Путина на должность председателя правительства РФ.
- Декабрь 1999-го - выборы в Госдуму.
 



 

О ТЕХНОЛОГИЯХ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ

Дата публикации: 2017-11-05 10:34:11
Дата модификации: 2017-11-05 11:18:29
Просмотров: 907
Материал приурочен к дате: 1998-10-12
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1998-10-12 Материалы за: Год 1998
Автор:
Зелинский А.М., 
зам. министра финансов.
 
I. Почему зачеты плохо
 
A. Юридические причины
 
Юридически проведение зачетов означает для Минфина необходимость заключения многосторонних договоров, что вовлекает государство в гражданско-правовые отношения, чего не должно быть в принципе: государство, по определению, уже находится в бюджетно-правовых отношениях со своими гражданами и поставщиками (правда сама нормативная база - бюджетный кодекс еще не принята). Выпуск КНО (1995 год) или специальных обращаемых прав на проведение зачета (1996 год) вообще выводит всю ситуацию из какого-либо правового поля.
 
B. Экономические причины
 
Экономический вред от зачетов весьма многообразен, приведем неприятные основные последствия.
 
Ограничивается возможности по выбору поставщика - недоимщик более привлекателен, ему можно заплатить зачетом, а не деньгами.
 
Возникает барьер на пути перехода к учетной политике по отгрузке, так как разница между отгрузкой и реализацией начинает играть роль фиктивного резервного капитала, предназначенного, в том числе, для уплаты налогов, более того недоимка становится активным ресурсом.
 
Неплатежи распространяются на все экономические отношения (на протяжении последних полутора лет структура неплатежей устойчива).
 
Складывается система финансового планирования своей деятельности, основанная не на планирования потоков, а на планировании долгов, с учетом регулярных компаний по круговому списыванию. Осуществляется взаимное коммерческое кредитование предприятий без участия банков, как кредитных учреждений, в котором роль кредитных договоров играют договора поставок, а учет стоимости кредита и рисков происходит за счет ценовой премии. Настоящая прибыль при этом учитывается в уме или оговаривается при устной договоренности. Крайний пример - договора между Минобороны и предприятиями ВПК, в которых не указываются ни сроки расчетов, ни, даже, стоимость изделий.
 
C. Дисконт
 
Скрытая форма оплаты за кредит (через неявный дисконт) дает возможность завышать стоимость рисков или, используя внеэкономические административные возможности, резко снижать риски, при уже оговоренных дисконтах, и, как следствие получать чисто спекулятивную прибыль, что, безусловно, можно рассматривать как злоупотребления, и, главное, приводит к потере всяческого интереса к зарабатыванию реальной прибыли.
 
D. Собираемость
 
Бюджетные проблемы не решаются окончательно при проведении зачетов. Сам факт проведения зачетов автоматически приводит к новой недоимке. Возможность погашения кредиторской задолженности бюджетной организации приводит к ее неконтролируемому росту, поскольку необходимо иметь запас такой задолженности. Руководитель организации, не имеющий такой задолженности, при объявлении компании по проведению зачета, оказывается административно несостоятельным. Для налогоплательщика возникает альтернативный механизм уплаты налогов зачетами, что, на фоне постоянного опережающего роста неплатежей в целом, приводит к систематическому снижению денежной части в доходах бюджета.
 
Исследования факторных зависимостей показывают наличие связи между объемами проведенных зачетов и ростом недоимки в целом. Анализ динамики прироста недоимки показывает ее резкий рост именно в предшествующий и начальные месяцы проводимых зачетных компаний.
 
 
 
E. Финансовая техника
 
Технические последствия носят еще более радикальный характер, так как именно на этом уровне произошло закрепление ситуации.
 
Использование многосторонних договоров привело к тому, что сам факт перечисления денег и обратного их поступления гарантирован, то есть вес финансовые отношения приводятся к точке, сама финансовая операция носит моментальный характер, происходит резкое снижение рисков и, как следствие, сами ФИНАНСЫ становятся эфемерными. Понятие рисков в принципе не применяется сегодня в экономических отношениях. Если определить риск, как вероятность неплатежа, то это означает, что базовая посылка заключается в том, что организация, как правило, платит. У нас, сегодня, при любых экономических отношений партнеры по сделке исходят из предположения, что партнер не заплатит, но есть вероятность, что заплатит. Очевидно, что в такой ситуации невозможен никакой банковский кредит, но возможен коммерческий кредит по кругу взаимопоставок.
 
Государство и экономические субъекты оказываются не партнерами, а противостоящими сторонами с противоестественными потребностями. Государство заинтересовано в постоянном наличии недоимки у национального бизнеса, чтобы гарантировано вернуть деньги, бизнес заинтересован отдать продукцию просто так, без всяких гарантий и без видимой прибыли, чтобы обеспечить баланс долгов. Все это напоминает экономику, в которой производитель, вырабатывает продукцию в течение года и в конце года едет на ярмарку, чтобы поучаствовать в многостороннем обмене. Если принять в качестве такой продукции долги, то получается натуральное финансовое хозяйство. Банки в такой системе необходимы только для того, чтобы преобразовать заработанную прибыль в деньги, то есть служат в качестве своеобразных меняльных контор.
 
II. Отказ от зачетов (новый порядок финансирования):
 
A. Принципы отказа
 
в жесткой, безапелляционной форме устанавливает, что расчеты производятся только деньгами;
при этом никаких договоренностей не заключается, действует только общее налоговое и гражданское право, защищаемое политическими и административными методами;
планирование исполнения по доходам бюджета осуществляется на основе прогноза поступлений живых денег, сделанного от факта поступлений в живых деньгах в предыдущем периоде (1997 г.), без учета доходов, полученных при проведении зачетов;
расходы осуществляются исключительно в пределах поступления доходов в живых деньгах;
бюджетополучателям запрещается накапливать кредиторскую задолженность;
Здесь мы переходим к коллизии, которую финансисты никак не могут решить самостоятельно. Худо-бедно, но ВВП в России упало почти вдвое. Т.е. по уровню благосостояния мы находимся в среднем где-то в 60-х годах. Необходимо вспомнить, как мы тогда жили, и свои социальные потребности следует приноравливать к тем временам. С другой стороны мы, конечно, с тех пор построили больше больниц, школ и т.д., но мы не можем их всех содержать. В сегодняшних терминах та жизнь формулируется очень просто, что лучше: лежать в отдельной палате и, при этом, не иметь питания, ухода, медикаментов и бояться, что на процедуре тебя током убьет. Или альтернатива: лежать в коридоре за ширмой и получать все вот это.
 
Что лучше для школьного образования: 25 человек в классе и отсутствие учебников, преподавателей, потому что им мало платят, отсутствие воспитателей в коридорах во время перемен, наркота в туалетах. Или как в годы нашей молодости 40 человек в классе, но зато есть воспитатели, есть охрана, есть учителя, которые держаться за свою работу, есть внеклассная работа с детьми, кружки и т.д.
 
Проблему можно описать так: необходимо определить некие обусловленные нормативы их четко финансировать, а старые долги надо реструктурировать и забыть. Да, это требует разработки большого количества нормативов, причем обязательно по согласованию с Минфином и с другими ведомствами
 
Но тогда мероприятия можно оценить с точки зрения здравого смысла, то есть, можно сократить больницы, а можно оставить все больницы, но сделать их частично платными. Например, брать деньги за нахождение в больнице, так называемые гостиничные. То есть ты получаешь по закону бесплатное медицинское обслуживание, но это не значит, что тебя должны бесплатно кормить, ты бесплатно живешь и платишь как за гостиницу 100 тыс. в день, 200 тыс. в день и т.д. При этом самые необеспеченные граждане могут рассчитывать на помощь местного бюджета, появляется смысл в работе благотворительных организаций. Еще раз подчеркну - это должен быть общественный выбор.
 
Но в любом случае сокращение расходов должно быть проведено, как можно быстрее, потому, что нарастание долгов происходит ускоренными темпами. И сегодня уже важнее не дефицит, который покрывается ростом заимствований, а накопленные неудовлетворенные потребности в текущем и капитальном ремонте. Нас ожидают массовые аварии коммунальных сетей, обрушения домов, взрывы и т.п.
 
B. Последствия
 
все вместе означает неизбежность мероприятий по реальному сокращению расходов (поскольку, в соответствии с N3 принципов отказа доходы поступят в меньшем объеме, чем в предыдущем периоде), в том числе по снятию с бюджетного финансирования сотен тысяч людей, которые, предположительно, легко и непринужденно перейдут на самофинансирование;
что подкрепляется установлением лимитов потребления ТЭР, которые существенно (в разы) меньше привычного уровня; не декларируемое следствие этого решения - снижение ВВП, поскольку поставщикам не предлагаются никакие новые покупатели высвобождаемых ресурсов.
Основным последствием, действительно важным, является потеря (у поставщиков бюджета, а через них, практически у большинства крупных производителей) системы финансового планирования результатов своей деятельности. Почему важным? Потому, что, во-первых, последствия 1 и 2 в количественном отношении зависят от принципа прогноза доходов по факту поступления наличных, а, если мы сумеем предложить систему финансового планирования взамен зачетов, то отпадет необходимость планировать сокращение доходов, а значит расходов. Во-вторых, потеря системы финансового планирования приведет к дополнительным трудностям в экономике, что, технически будет выглядеть как получение доходов ниже прогноза, и, соответственно, недостаточности всех мероприятий по сокращению расходов, то есть фактическому провалу всей программы.
III. Возможные варианты развития ситуации
 
A. Вариант логический.
 
Кто-то будет пытаться накапливать резервную наличность для обеспечения предстоящих денежных выплат и постепенного перехода на расчеты деньгами.
 
Это вызовет повышение спроса на наличные деньги, что ляжет дополнительной нагрузкой на финансовый и валютный рынки.
 
Возрастет теневой оборот, поскольку зачем же теперь начислять налоги в прежнем объеме, раз государство объявило о сокращении своих потребностей.
 
Начнут банкротиться банки, поскольку нужда в них, как участников процесса переоформления долгов в доходы в значительной степени отпадет.
 
О снижении объемов производства говорилось выше.
 
B. Вариант отпора.
 
Самые смелые и нахальные начнут судебные процессы против Минфина, что приведет к дальнейшему развитию феномена судебного исполнения бюджета.
 
Самые влиятельные и опытные будут спокойно организовывать постепенное возрастание давления на правительство и создание ситуации очевидности неизбежности возобновления зачетов (по состоянию на текущий момент - середина июня состояние очевидности прогнозируется на начало августа).
 
C. Вариант пассивный.
 
Большинство будет молча продолжать накапливать кредиторскую и недоимку, поскольку как можно жить без зачетов просто не представляет.
 
основное последствие - сваливание в зачеты, психологически равносильно к возврату эмиссионного финансирования.
 
IV. Почему зачеты хорошо
 
В России размеры и вид долга приобрёли очертания совершенно фантастические, и возникла экономика аналогов в мировой практике не имеющая. Систему возникших отношений можно назвать системой планирования долгов. Все экономические субъекты сегодня приспособились к этой системе, и не представляет себе никаких альтернативных вариантов. Существует еще система чисто наличного обращения, которая не является альтернативой, а необходимой и дополняющей.
 
Для хозяйственника заявление партнера по сделке я получу деньги и с тобой рассчитаюсь, воспринимается сегодня не потоком, что я получу их в течение какого-то срока, а как переменная типа запаса, что я их получу когда-нибудь - это долг, это ему должны. Само обещание заплатить является в этой ситуации условным: если заплатят, то я заплачу тебе. С учетом такого понимания заявление в принципе является добросовестным. Действительно, заявитель всегда держал слово и платил, когда ему платили, и это можно проверить путем наведения справок у других его партнеров. Если вы соглашаетесь на такие условия расчетов, у вас возникает бессрочный актив.
 
Соответственно под актив вы можете создать пассив. Ребята, вы мне отгрузите продукцию, я с вами рассчитаюсь тогда, когда со мной рассчитаются. В итоге возникает цепочка. Ситуацию можно описать так: Слушай Петров, мне должны столько (100 единиц), значит тебе я должен сейчас 50 единиц. Отлично, заключаем заказ, отгружай мне комплектующие, сырье, энергию и т.п., у меня возьмет Сидоров, которого ты знаешь, начинаем работать.
 
Для системы принципиально важно, чтобы в ней участвовало государство, и, не только потому, что государство крупнейший покупатель, но и потому, что в этом случае в круг долгов включаются налоги. Без периодического проведения зачетов на налоги, для уплаты налогов понадобятся реальные деньги, которых в системе даже не предполагается. Первый подобный зачёт был в июле 1992 года.
 
В сложившейся системе никто не платит живыми деньгами - наличным и безналичным рублём. Такие расчёты очень дороги. Это всё равно, что расплачиваться фамильным серебром. Деньги в России используются только для выплаты зарплаты и фиксирования личных доходов. Поэтому все используют заменители. И лучше всего использовать ликвидные заменители. Самые ликвидные заменители - это бартер, поскольку сразу получаешь товар. Когда невозможен бартер, используются векселя. Если и это невозможно, то тогда можно вообще не платить, маскируя рост реального долга под подъем общей волны неплатежей.
 
Сейчас мы отказались от зачетов и мимоходом сделали невозможным систему корпоративного финансового планирования. Следует помнить, что государство до сих пор крупнейший заказчик и покупатель. Теперь корпорации не могут планировать никак, если раньше они могли спланировать портфель заказов, то теперь нет. Невозможно и коммерческое кредитование (взаимное кредитование предприятий), а банковский кредит недоступен абсолютно. Следовательно, сделав невозможными зачеты с бюджетом, мы автоматически делаем невозможным, текущую деятельность, поскольку предприятия не в состоянии перейти на расчеты за текущие поставки деньгами не только из-за отсутствия этих денег, но и из-за накопленного навеса долгов. Как следствие возникает дезорганизация коммерческого кредита и падение ВВП.
 
Таким образом, государство, отказавшись от проведения зачетов, должно предложить экономике замену системы финансового планирования.
 
На новую, цивилизованную систему расчетов должен первым перейти Минфин. Минфин должен начать практику срочного, вперед, объявления своих обязательств, что позволит поставщикам принимать на себя встречные обязательства, обращаться за кредитованием в банки под заключенный контракт, начислять и выплачивать налоги после выполнения контракта и своевременного получения средств из бюджета.
 
Очевидно, что гарантия Минфина не может выдаваться на основе гражданского права.
 
V. Введение механизма уведомлений
 
A. Каким должен быть новый инструмент
 
Юридически желательно, чтобы он относился к области бюджетного права, поскольку Минфин может действовать только в этой области и именно эта область права наименее развита.
Технически этот инструмент должен быть срочным, поскольку необходимо описывать будущие расчеты, чтобы участники экономических отношений могли перейти на планирование cash-flow.
B. Уведомление должно иметь часть свойств ценной бумаги
 
бланк строгой отчетности
защита от подделки
реквизиты - подписи, печати, номер
учет сумм по выданным уведомлениям = учет выписанных реестров
право бюджетополучателя разбить на уведомления по срокам, целям (статьям), нижестоящим получателям
форма обеспечения контракта поставщика с бюджетополучателем - обязательность ссылки в контракте на уведомление для тех случаев, когда предусмотрено согласование с казначейством
уведомления имеют вертикальный оборот исключительно между бюджетополучателями.
Таким образом, ближайшая аналогия - аккредитив. Отличия: уведомление обеспечено не денежными средствами на счете, а бюджетом, правила работы с уведомлениями описываются бюджетным правом, а не гражданским, и, соответственно, они различны.
 
C. Изменения в порядке исполнения бюджета
 
Выписывание уведомления - обязательный элемент в последовательности операций, предшествующий перечислению средств.
Планирование уведомлений должно являться исключительной прерогативой Минфина. Минфин должен иметь право выписать на дату выписку уведомлений меньше чем, предусмотрено по бюджету, и меньше, чем утверждено по лимитам правительства. Таким образом процесс исполнения утвержденных смет носит последовательный, нарастающий характер (в этом отличие от процедуры утверждения сметы, которая утверждается сразу на весь период, но может быть пересмотрена в любой момент, при наличии уведомлений смета не может быть пересмотрена в сторону уменьшения больше, чем уже выдано уведомлений).
Уведомления выписываются до конца бюджетного года.
Выдача уведомления должна пониматься как именно исполнение уведомлений финансирование по уведомлению - это фактически только кассовый расход.
в будущем возможно через развитие бюджетного права введение в практику уведомлений, выдаваемых на предстоящие бюджетные годы, например для строительства, в этом случае соответствующие расходы в проектах бюджета следующего года должны приниматься автоматически
 
Могут быть дополнительные уведомления, например, при уточнении прогноза, при получении дополнительных доходов. Собственно говоря вся деятельность правительства сводится к поиску дополнительных доходов, так как ранее выданные уведомления невозможно отозвать, перераспределить, или отложить.
Уведомления имеют исключительно целевой характер, в соответствии с бюджетной классификацией.
Не может быть обусловленных (кроме условия соответствия бюджету) уведомлений.
Бюджетополучатель, по требованию поставщика, обязан предъявить ему или третьему лицу уведомление в качестве подтверждения законности сделки
Поставки, осуществленные без наличия уведомления, незаконны и Минфином такая задолженность не признается.
Вводится жесточайшее наказание за совершение не предусмотренных в бюджете расходов (получение товаров или услуги) или нецелевое (не в соответствии с уведомлением) использование полученных средств.
Вводится предварительный контроль казначейством (на местах) соответствия расходов бюджетополучателя уведомлениям.
основное последствие - уведомления позволяют бюджетополучателям заключить необходимые договора и, как следствие, поставщикам организовать финансовое планирование своей деятельности и надлежащее исполнение договоров.
 
D. Варианты технологических решений
 
Основной вариант - это блокировка утвержденной в соответствии с действующим порядком сметы расходов и последующее ее разблокирование на основании уведомлений. При этом отменяется финансирование в пределах лимитов.
 
Таким образом, казначейство и распорядитель бюджетных ассигнований работают с тремя цифрами: утвержденная смета (план), подтвержденный уведомлениями план (план, обеспеченный финансированием) и фактически произведенные расходы (погашенные финансированием уведомления).
 
В компьютеры в казначейства вносится для контроля не утвержденная смета, а подтвержденная, таким образом изменения программного обеспечения не требуется.
 
E. Основное отличие от зачетов
 
При проведении зачетов имеются накопленные на текущую дату взаимные встречные требования. В результате проведения зачета у налогоплательщика возникает новая недоимка. Как следствие, поставщик вынужден вести учетную политику, при которой отгруженная не бюджетным покупателям продукция не ставится на реализацию в тех случаях, когда ожидается нехватка средств, так как налоги и так нечем заплатить. Как следствие, растут в целом неплатежи.
 
При наличии уведомления налогоплательщик знает, что средства на уплату налогов у него будут. Оставшиеся средства могут быть использованы для уплаты налогов, возникших от реализации продукции не бюджетным покупателям. Как следствие, потребность неплатежах между предприятиями резко снижается.
 
VI. Увеличение доходов бюджета (увеличение собираемости)
 
A. Планирование под живые деньги
 
Уведомления должны быть профинансированы в безусловном порядке, то есть приоритетным при исполнении бюджета становятся расходы. В связи с этим возможны две стратегии. Можно выдать уведомления под всю сумму прогнозных доходов, с учетом сроков поступления средств. В этом случае, при невыполнении прогноза и поступления средств в меньшем объеме, автоматически должно совершаться привлечение заемных средств и превышение по лимиту долга считаться меньшим злом, чем задержка в финансировании согласно выданным уведомлениям. Более разумным представляется стратегия последовательного наращивания объемов выдаваемых уведомлений. Например, год разбивается на кварталы, и уведомления выдаются в следующих объемах: на текущий квартал 90%, на следующий 80% и т.д., в конце квартала уточняется прогноз, и, при его подтверждении выдаются дополнительные уведомления на все кварталы до конца года. Все остальные бюджетные процедуры пересмотр смет, секвестр и т.п. становятся как бы обрамляющими процедуру выдачи и финансирования уведомлений, соответственно они должны делаться своевременно, так как, при их применении, принцип, что выданные уведомления должны быть профинансированы обязательно, остается.
 
B. Планирование с учетом исполнения бюджета 1997 года
 
На настоящий момент годовой план по поступлениям доходов составлен без учета объемов, фактически проведенных в 1997 году зачетов всех видов (88 трлн. рублей). При этом вопрос снижения потребления ТЭР, с одной стороны, и уплата налогов предприятиями ТЭК в полном объеме денежными средствами, с другой остается открытым. Представляется возможным, применяя уведомления, установить отношения между ТЭК и бюджетной сферой на более высоком уровне потребления ТЭР, который предполагает менее радикальное, то есть более реалистичное сокращение потребления ТЭР. Для начала необходимо установить какая сумма поступления от организаций ТЭР уже учтена в прогнозе в живых деньгах и Какую сумму налогов можно было бы рассчитывать, при условии, что все платят денежными средствами. Разницу между этими величинами следует сравнить с не принятой к финансированию потребностью в услугах ТЭК. На меньшую из двух этих величин принимается решение об уточнении росписи и соответствующих смет расходов, и, при наступлении оговоренных условий и сроков, соответствующие расходы финансируются.
 
Возникает две проблемы. Первая это риск невозвращения всех проплаченных средств в бюджет в виде уплаченных налогов, как это было предусмотрено при принятии решения, это риск недобросовестности налогоплательщика, поскольку при принятии решения проверено, что налоги должны быть. На это можно ответить, что в сильном государстве все налоги платятся своевременно и этот риск не должен существовать в принципе, тем не менее, можно предложить механизмы снижения этого риска, о чем написано ниже.
 
Вторая проблема это очевидное частичное несовпадение по суммам между величиной платежа конкретному поставщику и величиной налогов, причитающихся именно с этого поставщика. Очевидно, что при принятии решений о дополнительных лимитах, придется эти решения принимать последовательно, по мере проверки наличия возможности построения прямых встречных обязательств, после этого необходимо обеспечить передачу средств по цепочке производителей, для уплаты налогов субпоставщиками. Здесь возникает риск недобросовестных отношений между предприятиями, поскольку обязательность передачи этих средств подразумевалась при принятии решения о дополнительных уведомлениях, принятого при участии этих предприятий. Очевидно, что этот риск останется навсегда, необходимо предпринимать меры по его снижению.
 
Тем не менее, указанное несовпадение не может быть устранено в полном объеме только усилиями государства, оно исчезнет окончательно только в будущем, когда расчеты денежными средствами станут нормой и между предприятиями, что означает, что в полном объеме возможности по увеличению расходов на потребление ТЭР, за счет налогов ТЭК, выявленные на федеральном уровне, использовать только за счет предлагаемых мер не удастся. Тем не менее, поскольку должно исходить из предположения, что усилия государства, в том числе предложения данного документа направлены на систематическое увеличение денежных средств в расчетах в целом по экономике, разумно исходить из того, что эта проблема будет постепенно сниматься.
 
 
 
C. Планирование с учетом с учетом перехода на счета-фактуры
 
В связи с переходом на счета-фактуры автоматически возникает не только начисленная недоимка на накопленную разницу между отгрузкой и реализацией, которую, безусловно, необходимо отсрочить и, возможно, использовать для погашения накопленной кредиторской бюджетных организаций. Поскольку разница между отгрузкой и реализацией в предыдущие годы систематически возрастала, это означает, что новый уровень начисления текущих налогов выше, чем это сейчас может быть выявлено по налоговой отчетности. На эти новые налоги может быть принято решение об увеличении расходов, как это описано в предыдущем пункте. Это чисто количественное увеличение, так как все упомянутые проблемы остаются.
 
VII. Механизм снижения рисков неплатежей
 
A. Оплата налогов со счета в казначействе
 
Сегодня бюджетные организации, имеющие счета в казначейства, в случае начисления на них налогов, платят налоги с расчетного счета в коммерческом банке. Для разрешения платить налоги со счета в казначействе необходимо решить две проблемы. Во-первых, центральный банк должен перейти на единый счет казначейства или разрешить проводки с расходного (130) прямо доходный (100) счет казначейства. Во-вторых, надо дать разъяснения, что для бюджетных организаций это не будет не целевым использованием средств. В принципе это нежелательно смешивать бюджетные расходы и расходы, производимые за счет внереализационных доходов (в том числе по уплате налогов). Эта мера необходима в сочетании со следующей.
 
B. Открытие счета поставщику в казначействе
 
В принципе этому ничего не мешает, поскольку органы казначейства на местах имею лицензию кредитной организации. Необходимо, чтобы Центральный банк организовал раздельный учет бюджетных средств и средств не бюджетных организаций на счетах казначейства. При наличии счета поставщика в казначействе
 
C. Создание системы внутриТЭКовских расчетов
 
Для решения проблемы несовпадения сумм, причитающихся поставщику услуги, и сумм налогов поставщика, необходимо рекомендовать энергетической отрасли решить проблему внутриТЭКовских расчетов таким образом, чтобы многочисленные ненулевые сальдо взаимоотношений между бюджетными потребителями и поставщиками, при нулевом сальдо в целом, путем механизмов передачи требований, можно было бы преобразовывать во внутриТЭКовские взаимоотношения. Погашение, в последствии, этих требований должно обеспечиваться какими-то услугами или работами без участия бюджета.
 
D. Стандартные контракты
 
Возможным вариантом решения проблемы внутриТЭКовских расчетов может стать введение в практику эмиссии поставщиком и централизованной покупки Минфином стандартных контрактов на поставку услуг (варрантов) ТЭК. В этом случае, при передаче по казначейству этих варрантов для оплаты ТЭР, внутри казначейства они рассматриваются как деньги. В тоже время уплату налогов средствами, полученными от продажи варрантов, эмитент-поставщик должен обеспечить без участия (но под контролем) казначейства.
 
E. Счет недоимщика
 
Необходимо сохранить счета недоимщика, имея в виду, при этом, отказ от требования, чтобы вся выручка предприятия направлялась на счет недоимщика, с сохранением режима счета, при котором все поступления на него могут быть направлены исключительно в бюджет на уплату налогов. Такое применение счета недоимщика позволит снизить риск неуплаты налогов в тех случаях, когда открытие счета предприятию в казначействе или нецелесообразно или невозможно.
 
Разрешение казначейству открывать счета для предприятий
 
F. Эффективность
 
Очевидно, что предлагаемые меры по снижению рисков должны работать в каких-то комбинациях. На практике конкретное сочетание условий расчета должно применяться на местах с участием налоговой службы. Необходимо также наладить учет, из которого было бы видно, что происходит с расчетами. Если доля контролируемых расчетов не уменьшается, это значит, что расчеты на самом деле не нормализуются.
 
VIII. Потенциальные возможности
 
A. Развитие финансового рынка
 
1. Новые расчетные инструменты
 
Очевидно, что коллективное творчество значительно богаче. Необходимо будет поощрять любые разумные предложения, не противоречащие законодательству, и предполагающие внедрение каких-то срочных инструментов аккредитивов, тратт и т.п. Как показывает практика, при развитых рыночных отношениях, платежи денежными средствами из свободного остатка составляют около десяти процентов всех расчетов.
 
2. Банковские услуги
 
Консультации с представителями банковских структур показывают, что они выражают готовность кредитовать поставщика бюджета при условии надежной проверки наличия пред поставщиком срочных обусловленных обязательств. При этом они отдают себе отчет, что, при таких обстоятельствах, на первый план выходит риск неисполнения заказа или недолжного оказания услуги, и этот риск целиком ляжет на них.
 
B.Учет и контроль
 
Возможно развитие системы учета и контроля в сторону заинтересованности бюджетополучателя в экономии бюджетных средств
 
IX. Альтернативный (промежуточный) вариант
 
A. Прямые встречные однородные требования
 
Задолженность перед бюджетополучателем против собственной недоимки бюджетополучателя по его внереализационным доходам. Право бюджетополучателя заплатить налоги со своего счета в казначействе. Необходимо дать толкование, что такая операция не является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку, формально, наличность поступила на счет бюджетополучателя в казначействе для расходования в целях, предусмотренных по бюджету, в котором, естественно не предусмотрена уплата налогов с хозяйственной деятельности бюджетной организации. Необходимо также оговорить право казначейства переводить средства с расходного на доходный счет в Центробанке (пока нет единого счета казначейства).
 
Задолженность поставщика (поставщика первой руки) по налогам против задолженности бюджетополучателя - заказчика товара, работы или услуги пред поставщиком. Как в первом случае с дополнениями. Возможность открытия счета в казначействе поставщику - требует организации Центробанком раздельного учета на счете казначейства средств бюджета отдельно от средств клиентов казначейства - поставщиков бюджета. Второй вариант - использование счета недоимщика, то есть снятие рисков ненадлежащего использования средств, но без заключения каких-либо соглашений, то есть принятие на себя обычных рисков задержки платежа.
 
Задолженность субпоставщика по налогам против задолженности поставщика перед субпоставщиком, при условии наличия задолженности бюджетополучателя - заказчика. Уже весьма сомнительно, поскольку требует контроля со стороны казначейства межфирменных отношений с учетом отношений по платежам со всеми другими партнерами субпоставщика и поставщика.
 
B. Введение института финансовых агентов
 
Поставщику первой руки предоставляется право (или обязанность) уплаты налогов за своих поставщиков. Требует системы контроля каждой транзакции, чтобы предупреждать злоупотребления.
 
В реестр государственных исполнителей государственного заказа, по выбору бюджетополучателя включается посредническая структура, которая берется исполнять госзаказ, с одной стороны, с другой, аккумулирует задолженность перед бюджетом или платит налоги за третьи лица. Фактически это развитие варианта А.2., при котором можно периодически проверять этого агента, и, при наличии злоупотреблений, лишать его агентских прав.
Описание материала: О ТЕХНОЛОГИЯХ РАСЧЕТОВ В СВЯЗИ С СОБИРАЕМОСТЬЮ НАЛОГОВ в 1998 (ТЕЗИСЫ) Оценка общеэкономической ситуации.

Остальные материалы раздела: События 90х

Предыдущая Впервые зафиксировано снижение доли бартера
Следующая МОНИТОРИНГ ТЕЛЕЭФИРА 14.09.1998

Адрес страницы: link

О ТЕХНОЛОГИЯХ РАСЧЕТОВ В СВЯЗИ С СОБИРАЕМОСТЬЮ НАЛОГОВ в 1998 (ТЕЗИСЫ) Оценка общеэкономической ситуации. О ТЕХНОЛОГИЯХ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ