ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 1986 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНУТРИУЧИЛИЩНОМ КОНТРОЛЕ
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
1. Утвердить Положение о внутриучилищном контроле в среднем профессионально-техническом училище (прилагается).
2. Считать утратившим силу Приказ Госпрофобра СССР от 14 июля 1978 г. N 115 "Об утверждении Положения о внутриучилищном контроле в профессионально-технических учебных заведениях".
3. Настоящий Приказ подлежит включению в Перечень действующих нормативных актов Госпрофобра СССР.
Председатель
Государственного комитета
А.П.ДУМАЧЕВ
Приложение
к Приказу Госпрофобра СССР
от 3 февраля 1986 г. N 23
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИУЧИЛИЩНОМ КОНТРОЛЕ В СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Общие положения
1. Внутриучилищный контроль - система планомерной целенаправленной и объективной проверки, учета и анализа состояния учебно-воспитательного процесса, одна из форм руководства инженерно-педагогическим коллективом.
2. Главной задачей внутриучилищного контроля является обеспечение выполнения решений Партии и Правительства, Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, нормативных документов и указаний органов профтехобразования. Он должен способствовать всестороннему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, дальнейшему повышению уровня обучения и коммунистического воспитания, качества подготовки квалифицированных рабочих, способных успешно трудиться в условиях ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства, новых методов хозяйствования и прогрессивных форм организации труда. Внутриучилищный контроль является эффективным средством наведения образцового порядка в каждом училище, укрепления учебной, трудовой и общественной дисциплины учащихся, оказания конкретной помощи инженерно-педагогическим работникам училищ, предупреждения, выявления и своевременного устранения недостатков, решительного искоренения фактов формализма и процентомании, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Внутриучилищный контроль характеризуется объективностью и компетентностью, последовательностью и систематичностью, плановостью и преемственностью, гласностью и сравнимостью.
3. Персональную ответственность за организацию и состояние внутриучилищного контроля в училище несет директор. В соответствии с распределением участков контроля и указаниями директора внутриучилищный контроль осуществляют заместители директора по учебно-производственной части (работе) и учебно-воспитательной работе, заведующий учебной частью по общеобразовательным дисциплинам и старший мастер. Отдельные стороны учебно-воспитательного процесса по поручению директора училища проверяют и анализируют председатели методических комиссий, наиболее подготовленные инженерно-педагогические работники и по согласованию с директором - представители общественных организаций училища.
Планирование внутриучилищного контроля
4. Планирование внутриучилищного контроля осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы училища на год. При этом учитываются задачи, стоящие перед коллективом училища в новом учебном году, указания органов профтехобразования, итоги учебно-воспитательной работы училища за прошлый учебный год, решения педагогического совета, предложения методических комиссий и др.
Конкретные цели, содержание и методы контроля, формы обсуждения его результатов, а также лица, его осуществляющие, указываются в плане контроля на месяц, к которому прилагаются графики посещения уроков и внеучебных воспитательных мероприятий, в том числе занятий кружков, секций, клубов, лекториев и т.д.
5. При планировании внутриучилищного контроля необходимо предусматривать:
систему проверки всех сторон учебно-воспитательного процесса, уделяя особое внимание качеству проведения уроков (занятий), организации внеучебной работы с учащимися, в том числе по месту жительства, уровню их знаний, умений и навыков, состоянию их дисциплины, работе с родителями, трудовыми коллективами базовых предприятий;
планомерный охват контролем всех отделений, филиалов, учебных групп среднего профессионально-технического училища, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств и т.д.;
координацию действий и единство требований со стороны руководства училища, проверку исполнения предложений по итогам предыдущих проверок, решений, ранее принятых по результатам контроля;
распределение участков контроля между руководителями училища в соответствии с их должностью, специальностью и практическим опытом;
мероприятия по итогам контроля;
другие вопросы организации контроля.
6. При планировании контроля устанавливается следующее минимальное количество посещений в течение недели:
┌───┬───────────────────────────────────┬─────────┬──────────────┐
│N │ Должность │ Уроки │ Внеучебные │
│п/п│ │(занятия)│воспитательные│
│ │ │ │ мероприятия │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│1. │Директор │2 │1 │
│2. │Заместитель директора по учебно- │3 │1 │
│ │производственной части (работе) │ │ │
│3. │Заместитель директора по учебно- │2 │3 │
│ │воспитательной работе │ │ │
│4. │Заведующий учебной частью по │4 │1 │
│ │общеобразовательным дисциплинам │ │ │
│5. │Старший мастер │3 │1 │
└───┴───────────────────────────────────┴─────────┴──────────────┘
Проверка занятия производственного обучения и производственной практики в одной группе независимо от их длительности по времени, а также сдвоенного урока теоретического обучения учитывается при контроле как одно посещение.
Содержание и методы внутриучилищного контроля
7. Внутриучилищный контроль должен быть направлен на изучение и анализ:
выполнения постановлений Партии и Правительства, реформы общеобразовательной и профессиональной школы, указаний директивных органов;
идейно-политического и научно-методического уровня уроков, состояния преподавания общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, производственного обучения и производственной практики учащихся;
выполнения учебных планов и программ;
качества общеобразовательной и профессиональной подготовки, уровня знаний, умений и навыков учащихся;
организации распорядка учебы, труда и отдыха учащихся, состояния их дисциплины, прилежания в учении и производительном труде;
состояния внеучебной воспитательной работы с учащимися, вовлечения всех учащихся в занятия художественным, техническим творчеством, спортом, туризмом, работы по профилактике правонарушений среди учащихся; их физического воспитания и начальной военной подготовки;
организации и состояния индивидуальной работы с учащимися на уроках и во внеучебное время, их самоподготовки;
ведения планирующей, учетной и отчетной документации;
организации и эффективности методической работы;
системы работы мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей, их передового педагогического опыта, в том числе по классному руководству, работе с родителями, по месту жительства учащихся, с базовыми предприятиями;
состояния комплексного педагогического обеспечения и учебно-материальной базы по каждому предмету и профессии, библиотечного фонда, различных средств воспитательной работы, эффективности их использования;
других сторон работы учебного заведения.
8. В зависимости от поставленной цели внутриучилищный контроль может осуществляться как фронтальный или комплексный (всестороннее изучение постановки учебно-воспитательного процесса), так и тематический (изучение какого-либо определенного вопроса). В зависимости от объекта проверки он может быть персональным (изучение работы одного преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя), предметно-обобщающим (проверка работы преподавателей одного предмета или мастеров производственного обучения одной специальности), классно-обобщающим (изучение работы преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих в одной учебной группе).
9. В качестве основных форм и методов внутриучилищного контроля могут применяться следующие:
посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеучебных воспитательных мероприятий;
анализ выполнения учебных планов и программ;
наблюдение за работой мастеров производственного обучения, преподавателей, классных руководителей, воспитателей и других инженерно-педагогических работников училища;
собеседование с мастерами производственного обучения, преподавателями, воспитателями по различным вопросам их деятельности;
непосредственная проверка качества знаний, умений и навыков учащихся путем устного опроса, выполнения учащимися работ по заданию проверяющего лица, проведения фронтальных контрольных и проверочных работ;
периодическая проверка тетрадей, конспектов, контрольных работ, проверка содержания и объема домашних заданий учащихся;
анализ планирующей и учетной документации, отчетов инженерно-педагогических работников училища и статистических данных;
другие формы и методы.
Учет внутриучилищного контроля
10. Для учета внутриучилищного контроля в среднем профессионально-техническом училище на каждого преподавателя, мастера производственного обучения и воспитателя заводится журнал анализа его работы, который является единым и обязательным документом для всех руководителей учебного заведения. В журнале не позднее чем через 2 дня делаются записи анализа посещенных уроков и других проверенных сторон работы преподавателя, мастера производственного обучения и воспитателя, содержащие выводы и конкретные предложения по устранению выявленных недостатков с учетом материалов всех предыдущих проверок по данному вопросу.
11. По результатам внутриучилищного контроля в училище периодически издаются приказы и распоряжения. Вопросы, требующие коллективного анализа и решения, выносятся на обсуждение методических комиссий, педагогического совета, общественных организаций училища.