СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 1927 года
О ПОРТОВЫХ ЛОЦМАНАХ
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Проводка судов в пределах вод морских торговых портов, ошвартовка, отшвартовка, постановка на якорь в порту или на рейде и съемка с якоря, а равно перестановка судов осуществляется портовыми лоцманами, состоящими в штатах управлений морских торговых портов.
Примечание. По соглашению Народного Комиссариата Путей Сообщения с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам обязанности портовых лоцманов могут быть возлагаемы на государственных морских лоцманов.
2. К занятию должности портового лоцмана допускаются лица, имеющие судоводительское звание не ниже капитана малого плавания и выдержавшие испытание в знании лоцманского дела в районе данного порта. Правила и порядок производства испытаний устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
3. За оказание судам портовыми лоцманами указанных в ст. 1 услуг управления морских торговых портов взимают плату по таксе, устанавливаемой Центральным Комитетом по Портовым Делам и публикуемой в сборнике тарифов.
4. Лоцман обязан являться на судно немедленно по вызову капитана. Капитан обязан принимать все необходимые меры к скорейшему и безопасному приему лоцмана на судно и к сохранению в целости его шлюпки.
5. При входе на судно лоцман предъявляет особый бланк установленного Народным Комиссариатом Путей Сообщения образца.
На этом бланке капитан за своею подписью означает название судна, его флаг, осадку и чистую регистровую вместимость, состояние компаса и механизмов по управлению судном, а также точное время и место принятия лоцмана.
6. Лоцману воспрещается без согласия капитана оставить судно ранее, чем он поставит его на якорь или ошвартует в безопасном месте, или выведет в море, или будет сменен другим лоцманом.
7. Присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности по управлению судном.
В случае отлучки капитана с командного мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное по управлению судном во время его отсутствия.
8. В случае требования капитана вывести судно в море, несмотря на заявления лоцмана о невозможности идти в море, спор разрешается местным портовым начальством.
В случае если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его указаниям или потребует вести судно, когда лоцман находит к тому препятствия, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от ответственности за последствия.
Лоцман и в этом случае сообщает по требованию капитана все сведения, необходимые для безопасности плавания.
9. При обнаружении лоцманом со стороны капитана судна намерения нарушить какое-либо из правил плавания в районе проводки судна или обязательных постановлений по порту лоцман обязан предупредить капитана о неправильности его действий.
В случае нарушения капитаном означенных правил и обязательных постановлений лоцман должен сообщить об этом местному портовому начальству.
10. Капитан, неверно объявивший осадку судна или его чистую регистровую вместимость, подвергается штрафу в размере двухкратной ставки причитающейся с него платы за услуги лоцмана (ст. 3) независимо от общей по закону ответственности за последствия, которые могут произойти из-за его неверных показаний.
11. В случае если лоцман будет вытребован на стоящее в порту или на рейде судно, которое затем не снимается с якоря или швартовов, капитан обязан уплатить за проезд лоцмана на судно и обратно.
12. В случае увоза лоцмана за пределы его района капитан обязан возместить ему стоимость обратного проезда в порт его службы и, сверх того, уплатить за каждые сутки пребывания вне пределов района, считая со дня оставления района по день предполагаемого возвращения лоцмана в порт, особое вознаграждение в размере, устанавливаемом Центральным Комитетом по Портовым Делам.