Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
- Огурец Кибрия РЦ F1 лучший выбор для плёночных теплиц 2023-10-11
Картинка недели
Постановления СССР 1917-1992
Категории
Постановление Госкомтруда СССР от 23.06.1983 N 134 О результатах проверки практики премирования за содействие изобретательству и рационализаци
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 669
Материал приурочен к дате: 1983-06-23
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1983-06-23 Материалы за: Год 1983
Автор: Мета Гость
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1983 г. N 134
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ПРАКТИКИ ПРЕМИРОВАНИЯ
ЗА СОДЕЙСТВИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОГО ПРЕМИРОВАНИЯ
Изобретательству и рационализации принадлежит важная роль в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности производства, экономии материальных ресурсов и росте производительности труда.
В 1982 г. было подано 6,1 миллиона рационализаторских предложений и заявок на изобретения. Примерно 80% их использовано в производстве и получен экономический эффект в размере 6,9 млрд. руб. На поощрение изобретателей и авторов рационализаторских предложений выделяются значительные средства. В 1982 г. было выплачено авторам в виде вознаграждений 240 млн. руб., а содействовавшим их внедрению в виде премии 63 млн. руб. При правильном использовании этих средств они могут оказать существенное воздействие на развитие изобретательства и рационализации. Между тем в практике их использования допускаются серьезные недостатки, что ослабляет стимулирующую роль вознаграждений и премий.
В соответствии с поручением Госкомтруд СССР с участием министерств провел в III - IV кварталах 1982 г. проверку практики премирования за содействие изобретательству и рационализации на 68 предприятиях и в организациях двадцати различных отраслей народного хозяйства, а также в ряде управлений промышленных объединений и в центральном аппарате отдельных министерств.
Как показывает анализ материалов проверки, главные недостатки в практике премирования за содействие изобретательству и рационализации заключаются в следующем.
Допускается несоответствие между размерами премий, выплачиваемых работникам, и величиной реальной экономии, полученной от использования изобретений и рационализаторских предложений, что приводит к установлению завышенных размеров премий и уравниловке в материальном поощрении работников. Этот недостаток практики премирования усугубляется тем, что эффективность изобретений и рационализаторских предложений искусственно преувеличивается. На ряде предприятий Минэнерго СССР выявлены факты, когда сумма премий, выплачиваемых за содействие, в 2 - 3 раза превышала размер вознаграждения изобретателей и рационализаторов. В московской типографии N 7 Госкомиздата СССР директору и главному инженеру в 1981 г. было выплачено по 100 рублей каждому за участие в организации производства по трем рационализаторским предложениям, по которым отчисления в фонд премирования в соответствии с полученной от их внедрения экономией составили всего 20 рублей. На предприятии "Ремстройдормаш"треста "Строймеханизация N 1" Главсевкавстроя Минтяжстроя СССР при выплате авторского вознаграждения за рационализаторское предложение в размере 10 рублей премия за содействие этому предложению была выплачена в размере 90 рублей, в т.ч. начальникам цеха, технического и планово-производственного отделов премия в 2 - 3 раза превышала авторское вознаграждение. Массовое премирование в одинаковой сумме премий (по 10 - 20 рублей) имело место на московском металлургическом заводе "Серп и Молот" Минчермета СССР, на Подольском машиностроительном заводе им. Серго Орджоникидзе Минэнергомаша.
Необоснованно расширяется круг премируемых работников, что приводит к распылению средств на эти цели и уменьшению размеров премий, выплачиваемых тем, кто их действительно заслуживает. В производственном объединении "Арарат" Минпищепрома Армянской ССР премии за содействие изобретательству и рационализации были выплачены секретарю-машинистке, начальнику отдела кадров; на Московском заводе электромедицинской аппаратуры "ЭМА" Минмедпрома - кассиру-бухгалтеру, кладовщикам; в Московском производственном швейном объединении "Смена" Минлегпрома СССР - машинистке, водителям автомашин. На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов премия выплачена главному энергетику за содействие использованию рационализаторского предложения, которое было внедрено за полгода до его зачисления на предприятие.
Нередки случаи, когда за содействие изобретательству и рационализации премируются руководящие работники предприятий и организаций, которые на деле не вносили своего вклада в эту важнейшую работу. В Душанбинском кожевенно-обувном объединении Минлегпрома Таджикской ССР, на Горийском хлопчатобумажном комбинате Минлегпрома Грузинской ССР премии выплачивались преимущественно руководству предприятия без учета личного участия в содействии изобретательству и рационализации.
Нарушается установленный порядок премирования: не определяется конкретное участие отдельных работников в содействии изобретательству и рационализации; некоторые руководящие работники предприятий самоустраняются от организации премирования; выплата премий производится без разрешения руководителя вышестоящей организации, а также без согласования с профсоюзным комитетом. В научно-производственном объединении "Восход" Минлесбумпрома СССР решения о премировании работников принимаются без документов, подтверждающих их личное участие в работах по содействию. Аналогичное положение имело место в производственном объединении "Арарат" Минпищепрома Армянской ССР, в ленинградских СКБ кожевенных и обувных машин и ОКБ торгового машиностроения Минлегпищемаша и ряде других. Также без учета личного участия премии выплачивались на предприятиях Госкомиздата СССР (Владимирская типография, производственное объединение "Периодика", Можайский полиграфический комбинат). На заводе железобетонных изделий N 20 Главмоспромстройматериалов выплата премий руководящим работникам производилась без согласования с соответствующим профсоюзным комитетом.
В ряде промышленных объединений и министерств не налажен систематический и действенный контроль за использованием средств на премирование и не установлено, какое подразделение министерства несет ответственность за это дело. Это относится к Минлесбумпрому СССР, Минэнерго СССР и другим.
Отдельные производственные объединения и предприятия не обеспечены необходимыми инструктивными материалами и пользовались при решении вопросов премирования устаревшими положениями (предприятия Госкомиздата СССР, Минлесбумпрома СССР и др.).
В ходе проверки изучена практика премирования за содействие изобретательству и рационализации работников центрального аппарата министерств и управлений всесоюзных промышленных объединений (ВПО). Анализ показал разный подход к данному вопросу в министерствах. Ряд из них (Минцветмет СССР, Минчермет СССР, Минмедпром, Минживмаш, Минлесбумпром СССР, Минмонтажспецстрой СССР) практически отказались от такого премирования работников аппарата министерств. При этом средства, выделяемые министерствам и другим органам управления на эти цели, направляются, как правило, для увеличения соответствующих фондов премирования на подведомственных предприятиях и в организациях (научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и др.).
Вместе с тем, работники управлений промышленных объединений отдельных министерств (Минлегпрома СССР, Минчермета СССР), а в некоторых случаях и работники центрального аппарата министерства (например, Минуглепром СССР) премируются за содействие изобретательству и рационализации.
По состоянию на конец 1982 г. многие министерства: Миннефтепром, Минэлектротехпром, Минхиммаш, Минприбор, Минпищепром СССР, Минмясомолпром СССР, Главмикробиопром, Минводхоз СССР, Минтяжстрой СССР, Минвостокстрой, Минсвязь СССР и другие - по результатам проверок провели заседания коллегий, выработали и приняли конкретные меры по устранению допущенных недостатков и там, где были выявлены случаи незаконной выплаты премий и грубые нарушения установленного порядка поощрения, наказали виновных и приняли решение о возврате отдельными работниками необоснованно выплаченных им премий за содействие изобретательству и рационализации. Вместе с тем, в министерствах: Минстанкопроме, Минавтопроме, Минживмаше, Минстройдормаше, Минсельхозе СССР, Минторге СССР и ряде других - эта работа затянулась и практически было мало что сделано для устранения недостатков в премировании.
В целях повышения эффективности премирования за содействие изобретательству и рационализации и устранения имеющихся недостатков в этом деле Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам постановляет:
1. Обратить внимание министерств и ведомств на необходимость организации систематического контроля за соблюдением установленного порядка премирования за содействие изобретательству и рационализации и правильным расходованием средств, выделенных на эти цели, на подведомственных предприятиях и в организациях, скорейшего устранения имеющихся недостатков в практике премирования. Считать необходимым, чтобы министерства и ведомства периодически рассматривали эти вопросы на заседаниях коллегии.
2. Обязать отделы Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, государственные комитеты по труду союзных республик проводить систематические проверки практики применения Положения о премировании за содействие изобретательству и рационализации, а отраслевые отделы Госкомтруда СССР координировать работу министерств в этой области.
3. Утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, Министерством финансов СССР и ВЦСПС Положение о премировании за содействие изобретательству и рационализации согласно приложению (не приводится), предусматривающее:
усиление зависимости размеров премий от величины реально полученной экономии;
уточнение перечня работ, относящихся к содействию изобретательству и рационализации, а также порядка выплаты премий лицам, привлекаемым к этой работе со стороны;
отмену премирования работников аппарата всех министерств, ведомств и других органов управления.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 15 апреля 1974 г. N 76 "Об утверждении Положения о порядке премирования за содействие изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей средств";
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 27 июля 1979 г. N 331 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке премирования за содействие изобретательству и рационализации и использования выделенных для этих целей средств".
Председатель
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
Ю.БАТАЛИН
Остальные материалы раздела: Постановления СССР 1917-1992
Предыдущая Постановление Госкомтруда СССР. Секретариата ВЦСПС от 20.06.1983 N 12713-30 Об утверждении Перечня должностей работников пионерских. оздоровительСледующая Постановление Совмина РСФСР от 23.06.1983 N 319 О мерах по охране лесов и торфяных месторождений от пожаров