work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Исторические заметки

Для материалов общего фарактера, не вошедших в другие исторические разделы сайта

ЛИШЬ 25 ПРОЦЕНТОВ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ГРАНИЦЕ ОБОРУДОВАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ КОНТРАБАНДЫ

Дата публикации: 2017-11-23 16:45:43
Дата модификации: 2017-11-23 16:45:43
Просмотров: 930
Материал приурочен к дате: 1996-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-01-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
ИНТЕРВЬЮ МЕСЯЦА
 
Редактор журнала "Ядерный Контроль" Владимир Орлов беседует с руководителем сектора таможенного контроля за ядерными и радиоактивными материалами Государственного таможенного комитета (ГТК России) НИКОЛАЕМ КРАВЧЕНКО
- Прежде всего, Николай Эммануилович, хотелось бы понять, как долго ГТК России занимается функциями пресечения незаконного перемещения через границу России ядерных и радиоактивных материалов ?
- Чуть больше года, начиная с мая 1995 года. Именно тогда и был создан соответствующий сектор в ГТК России и в штатную структуру пограничных таможенных органов введена первая группа специалистов по радиационному контролю. За короткое время на базе учебного центра министерства обороны мы обучили более 200 новых сотрудников. Подготовлен учебник и практическое пособие по таможенному контролю за радиоактивными материалами (пособия подготовлены специалистами академии имени Дзержинского для Российской Таможенной академии в Люберцах, ее филиалов в Санкт-Петербурге и Владивостоке). Впрочем, хотя эти 200 сотрудников - новички в таможенных органах России, они отнюдь не являются таковыми в вопросах обращения с радиоактивными материалами.
 
В течение этого года мы в основном занимались тем, что принимали наследство от Федеральной пограничной службы (ФПС), которая ранее отвечала за контроль над перемещением радиоактивных материалов через границу России.
- В каком состоянии вы получили это наследство?
- Откровенно говоря, в самом плачевном. Только что завершившийся прием техники и оборудования показал, что неработоспособно более 50 процентов; значительная часть разукомплектована или поломана. Можно сказать, что в 1992-1995 годы радиационный контроль на границе осуществлялся формально, новые технические средства не устанавливались, старые должным образом не проверялись и не ремонтировались. В результате этого, а также вследствие необходимости обустройства новой границы России, на сегодняшний день лишь 25 процентов пунктов пропуска на границе оборудованы необходимыми приборами для пресечения ядерной контрабанды. Конечно, мы стараемся спешно исправить положение.
- Расскажите, каким образом? Какие первоочередные задачи вы ставите?
Ключевых задач две. Во-первых, предотвращение незаконного перемещения ядерных и радиоактивных материалов через границу. Задача решается путем размещения на пограничных пунктах пропуска стационарных и переносных систем обнаружения ядерных и радиоактивных материалов и организации постоянного контроля за наличием таковых во всех транспортных средствах и багаже. Во-вторых, организация углубленного, выборочного досмотра легально перемещаемых через таможенную границу России ядерных и радиоактивных материалов для их идентификации по наименованию и количеству, заявленному в декларации.
- Насколько я понимаю, вторая задача куда более серьезна.
- Да, Вы правы. По моему глубокому убеждению, учитывая специфику ядерных и радиоактивных материалов, их повышенную опасность в обращении и использовании, трудно предположить, что подобным бизнесом (я имею в виду контрабанду) займутся непрофессионалы в этой области. Простаков могут использовать только в качестве курьеров для перевозки в личном багаже ограниченного количества радиоактивных материалов. При этом способе имеется большой риск быть обнаруженным соответствующими техническими средствами контроля на границе разных стран.
 
А вот использование легальных перемещений ядерных и радиоактивных материалов через границы при существующих формах контроля такого перемещения, может позволить лицам, заинтересованным в контрабанде этих материалов, без особого риска это делать путем подмены или увеличения количества определенного в лицензии и заявленного в декларации ядерного и радиоактивного материала. Надо сказать, что в этом случае наличие на пограничных пунктах пропуска технических средств обнаружения радиоактивного излучения не решает задачи пресечения такого рода контрабанды. Работники таможенных органов не могут убедиться, что же действительно находится в специальных контейнерах, в которых перевозятся ядерные и радиоактивные материалы. Например, что заявленный цезий-137 - не оружейный плутоний или другой радиоактивный материал.
 
К сожалению, эти предположения нашли фактическое подтверждение. Так, в 1995 году одним из таможенных органов России выявлен факт контрабанды радиоактивного материала при его легальном экспорте юридическим лицом. Пресечена попытка перемещения через границу в два раза большего количества радиоактивного материала, чем это заявлено в декларации и определено лицензией. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
- Каков был умысел экспортеров?
- Сейчас проводятся следственные мероприятия по делу. Поэтому могу высказать лишь собственное предположение. Они руководствовались экономическими мотивами. Речь в данном случае не шла об угрозе нераспространению. В то же время этот пример красноречиво иллюстрирует характер потенциальной опасности.
- Какие приборы использовали таможенники при задержании?
- Необходимых для данного случая приборов у таможенников на месте задержания не было; не было и оперативности информации. Успех операции по задержанию достигнут благодаря грамотным, квалифицированным действиям сотрудников таможенной службы, прошедших специальную подготовку.
- Задача, о которой вы говорите, весьма непроста. Накоплен ли международный опыт по предотвращению легальной ядерной контрабанды?
- К сожалению, нет. На встречах представителей таможенных служб Европы и США, которые проходили, в частности, в Гармише (Германия) и в Вене в 1995 году, мне приходилось знакомиться с международным опытом. Необходимость установления такого контроля осознается всеми. Более того, это зафиксировано в заключительных документах этих встреч. Однако реальных шагов в решении этой проблемы еще не сделано. Это относится к той же Германии. При легальной перевозке полностью доверяют сопроводительным документам и в лучшем случае проверяют радиометрической аппаратурой уровень мощности дозы излучения на соответствие его нормам безопасной перевозки. Для идентификации перевозимых материалов необходимо принимать решение на вскрытие контейнера в специализированных организациях, где обеспечены все условия безопасности.
- Но, согласитесь, что и в условиях России вскрыть контейнер - целая проблема. Насколько я понимаю, контейнер вскрывается только в случае самого серьезного подозрения. Если оно не оправдалось, таможня платит фирме-экспортеру неустойку.
- Это действительно так. Поэтому для того, чтобы сотрудники, производящие таможенное оформление ядерных и радиоактивных материалов при легальных отправках могли убедиться в соответствии заявленному в декларации, необходимо создать для них такой портативный прибор, который позволял бы решать эту задачу, не вскрывая упаковочный комплект, не подвергая себя опасности. Для этого, по заказу ГТК России, российские предприятия НПЦ "Аспект" (г.Дубна) и "Грин Стар" НИЦ СНИИП (г.Москва) разрабатывают переносные гамма-спектрометры, адаптированные для использования в целях таможенного контроля. В настоящее время разработка и испытание этих приборов находятся в завершающей стадии. Результаты позволяют сделать вывод о возможности оперативного контроля заявленного груза, не вскрывая упаковки комплекта, проверить, что там находится, с достаточной точностью определить не только нуклид, но и активность, и массу материала, и уровень обогащения урана. Мы исходили из того, что все легальные радиоактивные перевозки во всем мире идут в стандартных сертифицированных упаковочных материалах (контейнерах), данные о которых вносятся в память этих гамма-спектрометров. Таким образом, нам известны их чертежи и конструктивные материалы. В каждой стране есть компетентный орган, выдающий сертификат-разрешение на контейнер (в России это Минатом). В результате создается база данных таких упаковочных материалов. Сейчас мы рассчитываем на создание единой базы данных таких материалов для СНГ, а со временем думаем и о создании международной базы данных.
- Когда предполагается завершить разработку этих приборов?
- К концу лета.
- Идет ли речь о внутренних таможнях или внешних, пограничных?
-В соответствии с решением Коллегии ГТК России от ноября 1995 года, планируется ввести углубленный выборочный досмотр при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу ядерных и радиоактивных материалов при ограничении числа таможенных органов, которым предоставлено право такого оформления. Как правило, это будут внутренние таможни, обслуживающие участников внешнеэкономической деятельности, имеющих соответствующие разрешения Госатомнадзора России.
- Какие приборы по обнаружению ядерных и радиоактивных материалов используются таможенниками на границе?
- Во-первых, переносные поисковые приборы для локализации излучающего объекта. Радиационный груз на границе только локализуется, но не вскрывается, а при сомнениях принимается решение на проведение экспертизы в специализированной организации. Во-вторых, планируется применять универсальные радиометры для проверки наличия альфа-, бета- гамма- и нейтронного излучения при несанкционированной перевозке, чтобы определять примерные уровни излучения и, таким образом, примерную степень опасности. В-третьих, для обеспечения личной безопасности сотрудников у нас имеются индивидуальные дозиметры, которые мы закупаем, в частности, у белорусско-польского СП "Полимастер". 
Наконец, необходимы для пешеходных, автомобильных и железнодорожных пунктов пропусков стационарные приборы - мониторы. В этом отношении в последнее время у нас наметился прорыв. Речь идет о стационарной системе "Янтарь" в модульном исполнении, созданной НПЦ "Аспект" (Дубна). Ее изюминка в том, что, во-первых, гамма-канал сделан из отечественного пластика (что удобнее и дешевле); во-вторых, это двухканальная система: помимо гамма-, существует еще и нейтронный канал, а такого нет у таможенных служб других стран; в-третьих, в системе единый пульт, обрабатывающий данные детекторов, установленных на множестве проходов и проездов. 
- Эти мониторы уже размещены на таможнях?
- Пока нет. Идут завершающие испытания.
 
Сначала, в январе этого года, стационарный монитор "Янтарь" прошел испытания в Российском Федеральном Ядерном Центре - ВНИИТФ (Челябинск-70)- и причем обкатку реальную, на реальном плутонии и уране. Результаты теста показали, что чувствительность прибора из Дубны в полтора раза выше, чем у американского монитора VM-250 (TSА), который, кстати, как и другие подобные американские приборы, одноканальный. К тому же отечественный прибор значительно дешевле.
 
Об эксперименте узнали в лаборатории Лос-Аламоса и сразу поехали в Дубну, хотели изучить его устройство; но в "Аспекте" защитили свое ноу-хау. В результате переговоров решили следующее: в России, в отличие от США, нет стандарта по мониторам. Почему бы прибору не пройти сертификационные испытания в Лос-Аламосе? Испытания проводились в июне этого года. Американские специалисты очень высоко оценили разработку ученых из Дубны, выдав сертификат, что она "соответствует американским стандартам или даже превосходит их".
- А сколько займет времени оснастить границы самим, без западной помощи?
- При нынешнем уровне финансирования - пять лет. Однако в 1996 году не было получено ни копейки дополнительного финансирования под те новые задачи, которые решает служба таможенного контроля за ядерными и радиоактивными материалами. Правда, в проекте бюджета на 1997 год наши предложения предполагается учесть.
 
Понятно, что если мы хотим предотвратить ядерную контрабанду и сохранить свой имидж в глазах мирового сообщества как государства, борющегося с ядерным распространением, нам требуется предпринять еще значительные шаги. Так, помимо закупки приборов, таможенной службе России требуется в общей сложности 900 человек для выполнения соответствующей задачи (учтите при этом, что, помимо заработной платы, эти сотрудники должны получать надбавку за работу с радиоактивными материалами).
- Правильно ли я понял, что если сохраняется нынешний уровень государственного финансирования действий ГТК России по предотвращению ядерной контрабанды и если на помощь не приходит фонд Нанна-Лугара, то граница будет на прочном замке от потенциальных ядерных контрабандистов не раньше 2001 года?
- Да. Хотя фонд Нанна-Лугара, безусловно, не панацея, в то же время поддержка по линии российско-американского межправительственного сотрудничества по снижению ядерной угрозы не была бы лишней. Сегодня же ГТК России оказался за бортом получения средств из этого фонда. Если рассматривать угрозу распространения ядерных материалов с российских ядерных объектов, то граница должна быть надежным вторым эшелоном контроля после контроля на объектах. Но учитывая географическое положение страны, контроль на границе является первым и единственным эшелоном борьбы с контрабандным транзитом ядерных материалов из Европы в Азию и обратно. И в обеспечении и поддержке такого надежного контроля на границах России, как мне видится, должны быть заинтересованы и международные организации, всерьез обеспокоенные проблемой ядерного нераспространения.
- Когда мы говорим с вами о "границе России", какую границу мы имеем в виду? Ведь создан Таможенный союз...
- Контроль за незаконным перемещением ядерных и радиоактивных материалов осуществляется на внешних границах Таможенного союза. Внутри границ Союза (то есть, скажем, на границе между Россией и Казахстаном, между Россией и Белоруссией, между Казахстаном и Киргизией, и т.д.) перемещения товаров не контролируются. При этом государства-члены Союза - Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия - договорились, что на внешних границах Таможенного союза таможенники руководствуются едиными для всех государств-членов нормами и характеристиками. Предполагается вскоре унифицировать нормативные документы. ГТК России подписал двусторонние соглашения с таможенными службами Белоруссии, Казахстана и Киргизии, согласно которым выработана единая концепция по таможенному контролю за ядерными материалами.
- Как обстоит дело на границе России с другими государствами бывшего СССР?
- На границах с государствами Балтии, с Украиной, Грузией и Азербайджаном осуществляется такой же таможенный контроль ядерных материалов, как и на границах России с другими государствами, скажем, с Финляндией или Китаем. Конечно, приходится исходить из имеющегося арсенала технических средств, который, как я уже сказал, пока явно не достаточен.
- Кто сегодня отвечает за транзит ядерных и радиоактивных материалов через территорию России?
-Как ни странно, Федеральный надзорный орган (Госатомнадзор России) и компетентный национальный орган по безопасной перевозке ядерных и радиоактивных материалов (Минатом России), но они не участвуют в регулировании транзитных перевозок ядерных и радиоактивных грузов через Россию. Действующие нормативные документы не обязывают их это делать. Однако обеспечение требований экологической и радиационной безопасности радиоактивных грузов, перемещаемых по России в таможенном режиме (транзит товаров), должно стать заботой этих федеральных органов. Необходимо срочно создавать механизм регулирования безопасности транзитных перевозок ядерных и радиоактивных материалов. Надо, наконец, на федеральном уровне определить ответственность за транзит ядерных и радиоактивных материалов через Россию, чтобы была государственная структура, которая знала бы четко ответы по крайней мере на следующие вопросы: кто конечный получатель транзитного груза? Обеспечена ли безопасность перевозки? Каковы качество контейнеров и характер упаковочного материала?
Представляется, что подобные функции логичнее всего было бы передать Госатомнадзору России.
Кравченко Николай Эммануилович, 1951 года рождения. Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники. С начала 1995 года - руководитель сектора таможенного контроля ядерных и радиоактивных материалов ГТК России.
Описание материала: Редактор журнала Ядерный Контроль Владимир Орлов беседует с руководителем сектора таможенного контроля за ядерными и радиоактивными материалами Государственного таможенного комитета (ГТК России) НИКОЛАЕМ КРАВЧЕНКО

Остальные материалы раздела: Исторические заметки

Предыдущая ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА О РАТИФИКАЦИИ СНВ-2
Следующая Первый поклон

Адрес страницы: link

Редактор журнала Ядерный Контроль Владимир Орлов беседует с руководителем сектора таможенного контроля за ядерными и радиоактивными материалами Государственного таможенного комитета (ГТК России) НИКОЛАЕМ КРАВЧЕНКО ЛИШЬ 25 ПРОЦЕНТОВ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ГРАНИЦЕ ОБОРУДОВАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ КОНТРАБАНДЫ