В Сингапуре обсудили проблемы региональной безопасности
26 июля завершилась официальная часть Шестого регионального форума Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (www.aseansec.org), в котором приняли участие министры иностранных дел 10 государств - членов АСЕАН и 12 стран - партнеров этой организации, включая США и Россию. Основная тематика заседания по традиции сводилась к военно-политическим проблемам субрегиона и в целом азиатско-тихоокеанского пространства. Обсуждению подверглись нарастающий конфликт Китая с Тайванем и Соединенными Штатами (недавно Вашингтон недвусмысленно дал понять Пекину, что американские вооруженные силы не останутся в стороне в случае нападения Китая на Тайвань), программа перевооружения Северной Кореи (в первую очередь, создание там баллистических ракет), и особенно взаимоотношения между Индией и Пакистаном.
Последняя тема нашла подробное отражение в итоговом документе форума - Заявлении председательствующего. Именно такая форма результативного текста является стандартной для международных конференций, на которых затруднено принятие решений, полностью согласованных между всеми странами-участницами. Заявление призывает Пакистан и Индию подписать Всеобъемлющий договор о запрещении ядерных испытаний и продолжить переговоры по урегулированию кашмирской проблемы. На закреплении этих предложений особенно настаивали США в лице госскеретаря Мадлен Олбрайт и Европейский Союз, представленный министром иностранных дел Финляндии Тарьей Халонен, председательствующей сейчас в Совете ЕС. Давление на новые ядерные страны со стороны Запада неудивительно: распространение атомного оружия грозит разрушением не только сложившегося геостратегического баланса сил, но и традиционных привилегий "старых" ядерных стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Большей неожиданностью выглядит реакция Дели: министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх сказал, что Заявление председательствующего в принципе отражает позицию его страны. Очевидно, Индия уверена - и не без оснований, - что отказ от испытаний сможет закрепить ее преимущество перед Пакистаном в гонке вооружений. Обладая большим количеством ядерных зарядов и лучшими средствами доставки, Дели может согласиться не испытывать в течение некоторого времени атомное оружие при условии, что Пакистан заставят сделать то же самое. Поддержка такой позиции со стороны Запада практически гарантирована, что позволяет говорить о его прямой вовлеченности в конфликт на стороне Индии.
Попытка перейти от частных проблем к более общим на сингапурском форуме не удалась: страны-участницы оказались не готовы обсуждать предложения Филиппин и Вьетнама о создании системы всеобъемлющей безопасности. Последним достижением АСЕАН в этой области остается объявление субрегиона в 1995 году безъядерной зоной, что сегодня выглядит несколько двусмысленно, если вспомнить о растущем наполнении близлежащего пространства атомным оружием.
Региональный форум АСЕАН стал хорошей площадкой и для двусторонних встреч. Так, министр иностранных дел России Игорь Иванов побеседовал и отужинал с Олбрайт, еще раз обозначив решимость заканчивать косовскую драку и договорившись установить прямую линию телефонной связи. Глава российской дипломатии также пообещал госсекретарю, что Дума после парламентских каникул вернется к вопросу о ратификации договора СНВ-2, за которым непременно последует СНВ-3. В преддверии переговоров с МВФ такое заявление выглядит более чем объяснимо, однако в реальность думского миротворчества перед выборами верится с трудом. Впрочем, сингапурская встреча Иванова и Олбрайт, а также начавшийся визит в США премьера Степашина, который сменил нелюбимого Америкой Примакова, скорее всего, должны означать определенное потепление складывающегося после Косова российско-американского "холодного мира".
Николай ПОРФИРЬЕВ