История жизни моей бабушки
Дата публикации: 2017-01-09 00:18:44Дата модификации: 2017-01-09 00:18:44Просмотров: 1747
Автор: admin Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
К счастью, моя семья бережно сохранила большую часть истории своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек и дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.
За время существования народы России пережили революции и войны, голод и разруху. Наверное, каждая семья прошла через тяжкие испытания. Многие люди не знают своего прошлого, прошлого своей семьи, родственников и предшественников. Я решил написать о моей прабабушке по материнской линии, чтобы продлить её жизнь не только в памяти, но и на бумаге.
Прабабушка – Екатерина Ивановна 26.06.1915 г. р. жили в деревне Новосиверская, приход Кобрино, Красногвардейском (ныне Гатчинском) районе, Ленинградской области. Почти столетие этот край находился под шведской оккупацией. По Столбовскому мирному договору вся местная округа с 1617 года перешла к Швеции. Здесь была образована новая провинция, которая стала называться Ингерманландией. В XVII веке на берега реки Оредеж из Финляндии переселилось множество финских семей. Они стали основателями нескольких новых поселений.
Семья прабабушки Кати была большая и дружная: четыре брата (Александр, Николай, Иван и Павел), четыре сестры (Елизавета, Анна, Мария, Екатерина), отец (Иван) с матерью (Елена) и две тётушки отца. И у каждого из двенадцати человек этой большой семьи были свои обязанности, хозяйство у них было большое: лошади, коровы, овцы. Отец прабабушки Кати был хорошим плотником и вместе со своими сыновьями выстроил большой новый дом на берегу реки Оредеж, где хватало места всем. В летний период этот большой и уютный дом семья сдавала пионерлагерю под дачу. На это время вся большая дружная семья перебиралась в небольшой старый домик по соседству, в котором они жили до постройки нового. Это было хорошим подспорьем к общему доходу семьи.
Шло время, старшая сестра Кати Лиза вышла замуж и переехала жить в соседнюю деревню к мужу. Рано овдовев, имея двух маленьких детей, Лиза попросила своего отца отпустить Катю, нашу прабабушку, к ней жить. Катя с удовольствием помогала сестре вести хозяйство и воспитывать племянников, которые её любили и слушались. По выходным и по праздникам Катя приезжала домой, повидаться с родными и друзьями .
С августа 1941 года Ленинградская область была оккупирована немецкими захватчиками, в том числе и деревня Новосиверская. Из воспоминаний прабабушки: « За короткий отрезок времени семь раз менялась власть-с одной стороны реки фашисты, а с другой советские войска и наоборот».
Незадолго до этого трагически погиб брат Павел.
В первые дни войны Николая, Александра и Ивана призвали на службу в действующую армию защищать Родину.
Жизнь шла…
Днём рыли окопы для советских солдат, ночью пекли хлеб для партизан.
В 1942г. умирает мать Кати Елена.
В 1943 году по приказу немецкого руководства всех оставшихся жителей деревни-детей, женщин и стариков собирают в одном большом доме на окраине деревни и хотят поджечь (из воспоминаний прабабушки: «Выйдя за деревню мы увидели пылающие огнём свои дома).
Узнав, что эти местные жители, являются финнами по национальности, (финны на тот момент были союзниками немцев) в октябре 1943 года всех финнов-ингерманландцев, в том числе и прапрадедушку Ивана, с его дочерями: Катей и Лизой, и внуком Сашей насильственно вывезли из Ленинградской области в Эстонский лагерь Клоога. Там семья находилась какое-то время. Несколько дней ужаса!
А затем 10.11.1943 года через Эстонский порт Палдиски их вывезли в Финляндию в приёмный лагерь Ханко. По дороге Катя с сестрой и 12-летним племянником были отделены от отца. Из лагеря приёмника они были перевезены в карантинный лагерь г. Сало, где случается непоправимое –умирает Лиза, и Катя-моя прабабушка ,тогда ещё 27-летняя девушка , становится взрослой женщиной- матерью 12-летнему мальчику. Всё время скитаний она будет чувствовать себя в ответе за племянника Сашу, который прожил долгую жизнь и всегда с любовью и благодарностью вспоминал свою тётушку Катю. Но это будет потом! А пока…
21.01 1944 года из лагеря в г.Сало Финляндии их отправляют в Перниё на работу к хозяину.
26.07 1944 по прошению о воссоединении семьи Катя с Сашей переезжают в Ниемисярви на поселение в общину Лаукала, где жил и работал её отец. Все они работали, помогали хозяину по хозяйству.
Шестьдесят три тысячи ингерманландцев были вывезены немцами с оккупированной земли в Финляндию.
В октябре 1944 года Финляндия вышла из войны и подписала с СССР договор, по которому Советский Союз должен был вернуть финских военнопленных, а Финляндия всех советских граждан, находящихся на её территории.
Под давлением советских агитаторов и под принуждением финских властей, вынужденных выполнять договор, в СССР возвратилось 55 тысяч русских финнов, в том числе и семья моей прабабушки.
«Сколько было радости, когда было принято решение вернуться домой!» - вспоминала прабабушка Катя.
Но радость продолжалась недолго...
Вернувшихся финнов под конвоем провезли в опечатанных на границе вагонах мимо Ленинграда в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую и Калининскую области. На станциях отцеплялись вагоны, и людей на телегах и пешком везли в незнакомые деревни, где жители относились к ним как к врагам. Люди жили вдали от родных мест, без имущества и поддержки, без возможности уехать.
Семью прабабушки поселили на государственную проверку в Новгородской области, Валдайский район, деревня Буданово, Будановского с/с.
Прибывших расселяли в опустошённые бараки, где жили по 25 – 30 человек. Каждой семье выделялась небольшая площадь, друг от друга они отделялись простынями. Работали в рыболоведческом колхозе, по пояс в воде.
Чтобы что-то купить поесть ходили за несколько километров пешком продавать одежду на базаре в Валдай.
В 1946 году отец Кати Иван написал письмо Ворошилову с просьбой о возвращении в Новосиверскую , ссылаясь на то ,что у него 3 сыновей воевали в Красной армии ,а один из них – Иван погиб ,пропал без вести.
Прошение было удовлетворено, и семья вернулась на Родину.
Жить было негде. Деревня сожжена, уцелевшие дома заняты русскими семьями. На просьбу об освобождении своего дома, ингерманландцы слышали в свой адрес: «Убирайтесь, чухны, откуда приехали! »
Делать нечего - надо строить дом! ...
Жертвами тех страшных лет стала и наша семья.
Много трудностей и бед пришлось пережить ей: война, смерти, голод. Вся деревня подверглась депортации в отдалённые районы страны. Поэтому семья была разбросана по всему СССР.
У прабабушки была возможность остаться в Финляндии, но она ей не воспользовалась, потому что знала - у неё есть Родина и она очень хотела поскорее вернуться домой!
Умерла прабабушка Катя в 2004 году. На протяжении всех этих лет она молчала, не говорила о том, сколько ей пришлось пережить. Но постепенно прошлое забывалось. К финнам стали относиться лучше, не смотря на все тяготы жизни, она не озлобилась, продолжала работать в колхозе, воспитала трёх дочерей.
Ей было очень тяжело вспоминать те события, в глазах стояли слезы. Она не могла понять, почему же её тогда лишили Родины. У неё не было обиды ни на Советский Союз, ни на коммунистов. Остался лишь один вопрос – за что?