work-flow-Initiative Исторический портал о Родине, электронный музей СССР 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Путь

Вложенные разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Союз советских социалистических республик

Оценка раздела:
Нравится
1
Не нравится
Раздел рассматривает следующие направления:
  1. Международные отношения
  2. Промышленность
  3. Сельское хозяйство
  4. Экономика и финансы
  5. Торговля
  6. Транспорт
  7. Наука и образование
  8. Здравоохранение
  9. Культура и искусство
  10. Население и уровень жизни
На пути развития Советского Союза

Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив всякие национальные привилегии и предоставив всем нациям право на самоопределение, открыла им широкие возможности для всестороннего политического, экономического и культурного развития. Многие народы СССР имеют свою национальную государственность союзные и автономные республики, автономные области, национальные округа.
Первой советской республикой, созданной сразу после победы Октябрьской революции, была РСФСР. Вскоре были созданы самостоятельные советские республики Украинская ССР (декабрь 1917 г.) и Белорусская ССР (январь 1919 г.). Несколько позднее образовались Азербайджанская (апрель 1920 г.), Армянская (ноябрь 1920 г.) и Грузинская (февраль 1921 г.) советские республики, которые в марте 1922 г. объединились как равноправные в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику   (ЗСФСР).
В декабре 1922 г. советские социалистические республики объединились в союзное государство Союз Советских Социалистических Республик. В дальнейшем в Союз ССР вошли: Узбекская и Туркменская республики (27 октября 1924 г.), созданные после проведения национального размежевания в Средней Азии; Таджикская ССР (5 декабря 1929 г.), входившая до этого в состав Узбекской ССР; Казахская ССР и Киргизская ССР (5 декабря 1936 г.), преобразованные из автономных республик РСФСР; 5 декабря 1936 г. была упразднена ЗСФСР и составлявшие ее республики вошли непосредственно в СССР.
В Литве, Латвии и Эстонии Советская власть была установлена вскоре после Октябрьской революции. Однако буржуазии с помощью империалистических государств удалось подавить здесь Советскую власть и реставрировать капиталистические порядки. Только в 1940 г. в этих республиках Советская власть была восстановлена и Литовская, Латвийская и Эстонская советские республики были приняты в состав СССР.
Большая часть Молдавии, в которой Советская власть была установлена также вскоре после Октябрьской революции, в 1918 г. была оккупирована боярской Румынией, а на остальной части, после изгнания австро-германских империалистов, была создана Молдавская АССР в составе Украинской ССР. В 1940 г. ранее оккупированная территория была воссоединена с Молдавской АССР и образована Молдавская ССР.
Ныне Советский Союз добровольное объединение 15 равноправных советских социалистических республик.
Среди автономных республик раньше всех были созданы Башкирская (1919 г.), Татарская (1920 г.), Дагестанская, Абхазская и Аджарская (1921 г.), Якутская (1922 г.), Нахичеванская (1924 г.). Автономные республики Бурятская, Кабардино-Балкарская, Каракалпакская, Калмыцкая, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чувашская, Чечено-Ингушская в разное время были преобразованы из автономных областей.
Со времени создания Союза ССР число единиц национальной государственности значительно возросло. В 1923 г. было 4 союзные республики, 13 автономных республик, 16 автономных областей, а к 1967 г. союзных республик стало 15, автономных республик 20, автономных областей C национальных округов 10.
 

Предисловие Документы Оперативной группы ЦК КПУ 1986-1988 о ликвидации ЧАЭС перевод с Украинского

Дата публикации: 2017-04-27 13:15:54
Просмотров: 298
Автор:
Скачать оригинальный документ целиком:
Чернобыль-Документы Оперативной группы ЦК КПУ 1986-1988

Перевод:
26 апреля 1986 в 1 час. 25 мин. на Чернобыльской атомной электростанции во время проведения плановых испытательных работ на энергоблоке 4 из ризницей в две секунды произошло два сверхмощные тепловые взрывы. ударной волной было разрушено саму конструкцию реактора и кровля центрального реакторного зала. Из-за отсутствия защитной оболочки произошел выброс в атмосферу рарадиоактивными веществ, в том числе изотопов урана, плутония, цезия-137, стронцию-90. Как выяснилось впоследствии, суммарная радиация изотопов, попавших в воздух после аварии, была в 30-40 раз больше, чем при взрыве атомной бомбы в Хиросиме в августе 1945.
О Чернобыльской трагедии за последние 30 лет написано достаточно много книг и статей. Однако стоит отметить, что среди огромного количества публикаций, посвященных воспроизводству хроники трагических событий, освещению основных направлениеков решения инженерно-технических и медико-биологических проблем, порожденных техногенной катастрофой, практически не оставалось места для того, чтобы звернуты более пристальное внимание на функционирование ряда специальных управленческих структур, в частности, Оперативную группу Политбюро ЦК Компартии Украины по вопросам, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на которую покладая дали руководящие и распорядительные функции по борьбе с "ядерным бедствием" в Украинской ССР.
Известно, что уже со второй половины дня 26 апреля 1986 в Чернобыле начала работу комиссия Совета Министров СССР во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР Б. Щербина, которая должна оценить масштабы аварии и определить первоочередные шаги по ее ликвидации. Каким образом работала специальная управленческое звено кратко описано в книге члена-корреспондента НАН Украины Б. Малиновского "Академия наук в дни чернобыльской трагедии" (М .: "Укртелеком", 2001): "Чем конкретно занимались члены комиссии? Буквально всем. Перед тем, как принять ответственное решение, всесторонне изучали вопрос, выслушивали рекомендации специалистов, советовались, информировали Москву и Киев, отстаивали свои позиции, порой очень жестко. Надо - сами ехали на станцию или садились в вертолет, чтобы облететь район бедствия и посмотреть, что делается ... По вечерам Силаев (который вступил Щербину на посту председателя Правительственной комиссии СМ СССР), Легасов, Велихов, заместитель председателя Комитета по ядерной безопасности Сидоренко, я и другие собирались вместе и тут же решали все вопросы, которые возникали, - по строительству, поставок, транспорта, обеспечения ликвидаторов, планировали объемы работ на завтра. Затем я по прямой связи "ВЧ" звонил в Киев голове Госснаба республики П.И. Мостовом или его заместителям: нужно то-то и то-то, в таких-то количествах. Скажем, инертный газ, свинец, цемент, трубы ... Наутро все это, как правило, уже на подходах к Чернобылю ".
Представителем от Украины в работе Правительственной комиссии был заместитель председателя СМ УССР Николай Николаев. 29 апреля 1986 в Москве была сформирована Оперативная группа Политбюро ЦК КПСС для координации усилий в минимизации аварии. В ее состав вошли: министр внутренних дел СССР А. Власов, председатель Совета Министров РСФСР В. Воротников, секретарь ЦК КПСС В. Долгих, секретарь ЦК КПСС Е. Лигачев, министр обороны СССР С. Соколов, председатель КГБ СССР В. Чебриков. Возглавил оперативную группу Совета Министров СССР Н. Рыжков. Она работала с апреля 1986 по январь 1988 и за этот период было проведено 40 заседаний. По утверждениям Е. Лигачева "Оперативная группа Политбюро провела первое заседание 29 апреля, а затем заседания проходили в первой половине мая ежедневно, в том числе 1 мая. В начальный период, когда нужно было быстро развернуть работы по ликвидации последствий аварии, еженедельно положение в районах аварии рассматривало Политбюро ЦК КПСС ... Оперативная группа Политбюро при широком и постоянном привлечении ученых и специалистов разрабатывала и осуществляла мероприятия по ликвидации последствий аварии, укрепления безопасности на атомных станциях , модернизации действующих реакторов и создания новых поколений атомных реакторов, вела контроль за исполнением постановлений Политбюро по этим вопросам. Она координировала усилия всей страны, партийных, хозяйственных, научных организаций по реализации разработанных мероприятий, определяя на каждом отрезке времени приоритеты первоочередных работ.
Уже на первых трех заседаниях 29, 30 апреля и 1 мая Оперативной группой были рассмотрены следующие вопросы: радиационная ситуация на Чернобыльской АЭС и в соседних районах, организация медицинского обслуживания населения, эвакуация жителей г.. Припять, участие подразделений Минобороны в ликвидации последствий аварии, выдача эвакуированным 10000 продовольственных пайков "
В короткие сроки сформировалась вертикаль управления по реагированию на вызовы чрезвычайной ситуации. В Украине, почувствовала на себе основные последствия аварии, появились собственные "ликвидаторские структуры". Распоряжением Совета Министров УССР 233 от 30 апреля 1986 был создан Оперативную группу (руководитель - первый заместитель председателя СМ УССР Евгений Качаловском), которой ставилась задача ежедневно до 10:00 информировать ЦК КПУ и Совет Министров УССР о ситуации и ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЕС3. Впоследствии "для систематического связи с Правительственной комиссией и организации оперативного выполнения ее решений, а также координации действий республиканских, областных и городских органов" совместным постановлением ЦК КПУ и Совета Министров УССР 3 мая 1986 была создана Оперативная группа Политбюро ЦК Компартии Украины. Возглавил оперативную группу Политбюро ЦК КПУ председатель Совета Министров УССР А. Ляшко. В ее состав вошли представители партийных органов, соответствующих министерств и ведомств: секретарь ЦК КПУ Б. Качура, секретарь ЦК КПУ по вопросам идеологии В. Ивашко, первый заместитель председателя Совета Министров УССР Е. Качаловском, министр внутренних дел УССР И. Гладуш, председатель Комитета государственной безопасности УССР С. Муха, первый заместитель председателя Государственного агропромышленного комитета УССР А. Ткаченко, первый секретарь Киевского областного комитета Компартии Украины Г. Ревенко, председатель исполнительного комитета Киевского городского совета народных депутатов В. Згурський. В таком составе Оперативная группа работала в течение года. 12 мая 1987 вместо В. Ивашко к ней введено секретаря ЦК КПУ Ю. Ельченка2
21 июля 1987, в связи с выходом на пенсию А. Ляшко, Оперативную группу возглавил председатель Совета Министров УССР В. Масол, а в связи с выходом в запас члена группы С. Мухи его место заняв новоназначенный глава КГБ УССР М. Голушко3. Первое заседание Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ состоялось 3 мая 1986 Сначала заседания проводились фактически каждый день (за период с 3 по 31 мая состоялось 22 заседания). В июне таких заседаний было 8, в июле - 6, в августе и сентябре - по 4, в октябре 3. От ноябре 1986 Оперативная группа собиралась раз в месяц (кроме марта, июня, августа-октября 1987). Последнее заседание Оперативной группы состоялось 16 ноября 1987 р.Головувалы за весь период работы Оперативной группы А. Ляшко и В. Масик - руководители Оперативной группы, а также Е. Качаловском, который кроме того возглавлял оперативную группу при Совете Министров УССР, а с 14 октября 1986 - Республиканскую комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЕС. На заседание Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ обычно приглашались представители профильных министерств и ведомств, руководство области, представители научных учреждений и специалисты по рез них вопросов. В некоторых заседаниях принимали участие представители союзных ведомств: министр здравоохранения СССР С. Буренков, председатель Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР Ю. Израэль, вице-президент Академии медицинских наук СССР Л. Ильин, директор Института биофизики Министерства здравоохранения "я СССР К. Гордеев и др. Всего за период деятельности Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ состоялось 55 заседаний, на которых рассмотрено 689 вопросов, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЕС. Оперативный группе Политбюро ЦК КПУ поручалось, прежде всего, сконцентрировать внимание на эвакуации из опасной территории населения; обеспечении постоянного контроля за состоянием окружающей среды; проведении разъяснительной работы среди граждан; контроле за проведением сельскохозяйственных работ и качеством продуктов питания; информировании союзных органов о ситуации в столице УССР и других регионах республики. Со временем спектр вопросов, которые решались Оперативной группой Политбюро ЦК КПУ расширялся: обеспечение эвакуированных жильем, их трудоустройства, решения социально-бытовых вопросов; организация медицинского наблюдения и обслуживания населения, оздоровления детей; материальное, социально-бытовое снабжение работников, задействованных на работах по ликвидации последствий аварии, оплата их труда, установления льгот; подготовка населенных пунктов к реэвакуации населения; водоснабжения г.. Киева, Киевской области и населенных пунктов других областей Украины; организация и проведение сельскохозяйственных работ, контроль за состоянием животноводства и много иных. Документы Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ свидетельствуют, что руководство республиканских органов власти был отстранен Кремлем от активного участия в преодолении аварийной ситуации непосредственно на Чернобыльской АЭС. Об ограниченности ность влияния власти республики на принятие решений отмечал в своих воспоминаниях секретарь Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ по вопросам, связанным с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС Борис Качура: "Практически наше правительство, наш Центральный комитет прямого такого, ну, отношение к ликвидации самой аварии, то есть, чтобы он разрабатывал какую-то стратегию, или чтобы он там принимал какие-то решения конкретно по локализации самой аварии, он этого уже не мог делать, потому что все эти вопросы были уже только в правительственной комиссии, только она занималась этими делами. Мы же, в свою очередь, занимались всеми вопросами по эвакуации населения, его размещение, его обеспечение ... И, кроме того, мы обеспечивали выполнение всех правительственных постановлений, принимала комиссия. То есть, все мы выполняли, но мы не были ... инициаторами этих вопросов. Ну, и все то, что было за пределами самой станции, это было в нашем ведении. И мы этим занимались "В первые дни своего существования основные усилия Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ были направлены на выполнение срочных распоряжений Правительственной комиссии СССР. Так, в кратчайшие сроки Оперативная группа должна была мобилизовать материальные ресурсы республики для изготовления и доставки в аварийную зону специальных конструкций и железобетонных блоков. Сложившаяся ситуация на ЧАЭС в конце апреля - начале мая 1986, требовала оперативных действий, направленных на снижение радиоактивных выбросов из разрушенного реактора. Чтобы обуздать радиоактивность искореженного взрывом 4-го энергоблока, Правительственной комиссией СССР было принято решение о его засыпку, так называемое тампонирования из воздуха смесью веществ: песка, борной кислоты, доломитовых глин и свинца. Ответственность за своевременное изготовление "скидывающих приспособлений для засыпки реактора" было возложено на оперативную группу Политбюро ЦК КПУ, а сам процесс тампонирования жерла реактора - на военных летчиков. Среди других рассмотренных вопросов повестки дня первого заседания Оперативной группы 3 мая 1986 было: строительство необходимого количества могильников для захоронения воды, использованной при дезактивации техники, помещений и сооружений; открытие песчаных карьеров за пределами 30-километровой зоны; эвакуация населения из зоны аварии и его размещения; вывоз скота; способы и порядок проведения работ по дезактивации транспортных средств, прибывающих в Киев; осуществление контроля воды, воздуха и почв на прилегающей к атомной станции территории тому подобное. Особенно важная задача, которую пришлось решать Оперативной группе Политбюро ЦК КПУ с момента создания, состояла в выполнении распоряжения правительственной комиссии СССР об эвакуации и переселения жителей с территории, пораженной "мирным атомом ". 27 апреля 1986 Правительство УССР во главе с А. Ляшко начал запоздалую (только через 34 часа после мощного взрыва на 4-м энергоблоке было получено соответствующее разрешение от вышестоящих инстанций), однако хорошо организованную эвакуацию жителей города Припять (44460 лиц1) , расположенного в 2-х километрах к юго-западу от Чернобыльской АЭС. В течение 2-3 мая 1986 состоялось вывоз человек из 10-км зоны, подвергшаяся интенсивному загрязнению долго живущими радионуклидами. Согласно планам комиссии Совета Министров СССР эвакуацию 29000 человек из 30-км зоны Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ должна начать 4 мая, а завершить 6 мая 1986 При рассмотрении комплекса мер по перемещению населения на заседании Оперативной группы 3 мая 1986 председательствующий В . Ляшко просил ответственных работников правительственных структур учесть недостатки предыдущих волн эвакуации, касающихся, прежде всего, оповещения граждан и размещения людей на новом месте проживания. На своем втором заседании (произошло 4 мая 1986) оперативных а группа приняла важное решение, которым рекомендовала Минавтотранса УССР, МВД УССР, Госагропрома УССР, Минпобуту УССР, Штаба Гражданской обороны УССР при осуществлении эвакуационных мероприятий: "определить оптимальные размеры автоколонн для эвакуации населения, а также скота, более четко привязать время эвакуации и подачи автомобильного транспорта для этих целей. Предусмотреть 2-3 параллельных маршруты для движения транспорта, развернуть дополнительные пункты для дезактивации "(док. 4) . Завершить в четко определенные сроки общую эвакуацию населения из 30-км зоны не удалось. Как выяснилось, специалисты, формируя зону безусловного отселения, не учли Гидрометереологический фактор (направление ветра). В результате, пострадавшие были переселены в населенные пункты, над которыми пронесся шлейф радиоактивного выброса. Таким образом, люди, эвакуированные в населенные пункты Бородянского, Ивановской, Полесского и других районов Киевской области, вынуждены были повторно переезжать, поскольку оставаться там было крайне опасно. Недостатки "Плана гражданской обороны" стали предметом выступления руководителя Оперативной группы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при Совете Министров УССР Евгения Качаловского на заседании Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ 5 мая 1986 г .: "эвакуируют людей в Бородянский, Иванковский районы, а теперь нужно вывозить второй раз. Нужно определиться вместе с ГО, вывозить за Житомирскую, по Черниговскую области, чтобы человек устроилась на работу. Нужно вывозить из загрязненной на нейтральную зону. Мы должны предложить свои предложения в Центральную комиссию, чтобы не возить людей, а один раз переселить "(док. 20.Проблема" гибкости "границ 30-ти километровой зоны отселения и пробелы в эвакуационном плане Штаба Гражданской обороны УССР в очередной раз встала на заседании Оперативной группы 6 мая 1986 Председатель Киевского облисполкома Иван Плющ, отчитываясь перед членами Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ, сообщил, что в эвакуационные меры не попали три населенных пункта в Полесском районе и 3 хозяйства Чернобыльского район -за того, что они не были указаны на карте радиоактивного загрязнения территории Украины, разработанной Штабом Гражданской обороны УССР. Информация И. Плюща вызвала гневную реакцию председателя Совета Министров СССР А. Ляшко, которая нашла свое отражение в п. 1 протокола 4 заседания Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ от 6 мая 1986 г. .: "Обратить внимание председателя Киевского облисполкома т. Плюща на неполное выполнение указаний по эвакуации, в результате чего жители 3 населенных пунктов оказались не вывезенными, указать на недопустимость принятия самовольных решений и требовать полностью завершить эвакуацию из 30-километровой зоны до 18.00 7 мая 1986 Штаба ГО УССР немедленно уточнить границы 30- километровой зоны "(док. 8) .Информация, зафиксирована в протоколе 5 Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ от 8 мая 1986, следующего содержания:" Принять к сведению заявление председателя Киевского облисполкома т. Плюща И.С., что эвакуация населения из 30-километровой зоны по уточненным границам завершена полностью. Вывоз самоходной техники завершено, другой сельскохозяйственной техники - будет завершено 12 мая с.г. "(док. 10) оказалась несколько преждевременной. Анализ ряда документов Политбюро ЦК КПУ доказывает, что меры по эвакуации населения из зоны отчуждения на так называемые "чистые территории" продолжалась в течение лета 1986 По мере накопления информации о площади загрязненной территории, за период с 14 мая по 16 августа 1986 было дополнительно эвакуировано население из 15 населенных пунктов Киевской и Житомирской областей (док. 27, 31, 41, 43, 74, 78) .Таким образом, решение властных структур о создании зоны отчуждения после аварии на ЧАЭС было правильным, но отсроченным во времени. Потеря драгоценного времени привела к тому, что в селах 30-ти километровой зоны, где эвакуация была задержана на 10-15 дней, а в некоторых случаях на 3 месяца после взрыва на ЧАЭС, количество онкологических заболеваний и жертв среди населения в недалеком будущем увеличилась в раза. Задержки Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ наблюдались и в вопросе организованного вывоза школьников из Киева и Киевской области, несмотря на настойчивые рекомендации специалистов и попытки большого количества киевлян во время майских праздников самостоятельно вывезти из столы и Украина своих детей "подальше от радиации". Только 12 мая 1986 Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ принял решение начать с 14 мая организован вывоз детей (165,5 тыс. Человек) из Киева и Киевской области в пионерские лагеря областей республики (док. 16) . Примечательно, что на одном с 22 заседаний, проведенных Оперативной группой в период с 3 по 31 мая 1986, НЕ обсуждался процесс хотя бы частичной эвакуации жителей из столицы Украины, которая также подверглась радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС. Отсутствие в повестке дня работы специальной управленческого звена вопрос об организованном выходе из Киева и размещение в загородной зоне рабочих и служащих, объектов народного хозяйства, вероятно, было продиктовано отсутствием в достаточном количестве материально-технических ресурсов для эвакуации. "В первые дни после аварии", - вспоминал председатель исполнительного комитета Киевского горсовета Валентин Згурский - "положение было критическим. Температура в четвертом реакторе повышалась, и это грозило катастрофой. Ситуация заставляла нас к тому, чтобы срочно готовить план эвакуации города. Но во время его разработки выяснилось, что вывезти в максимально сжатые сроки почти трёхмиллионное населения технически невозможно - не позволяла слабая пропускная способность и железнодорожного вокзала, и аэропортов "Борисполь" и "Жуляны", и малая мощность речного флота. Огромного количества машин автомагистрали не пропустили бы скорее всего, а значит, могли возникнуть массовые аварии и заторы. И только благодаря Богу опасность отступила ... "Вместе с тем, нерешительность политического руководства республики провести организованную и масштабную эвакуацию жителей Киева содержит в себе и политическую составляющую. Авария на 4-м энергоблоке ЧАЭС бросала тень на "передовые позиции в мире" отечественной атомной промышленности, создавала отрицательный имидж Советскому Союзу за рубежом. Неудивительно, что любые сведения о техногенной катастрофе под Киевом должны были проходить через сито политической цензуры. Под предлогом недопущения панических настроений среди граждан властные структуры сознательно подавали скупую информацию для СМИ, надеясь уменьшить истинные масштабы трагедии. Чуть ли не на каждом заседании Оперативной группы в первой декаде мая 1986 уделялось внимание "взвешенном информированию» населения и иностранных журналистов о событиях на ЧАЭС (док. 3, 7). Руководителя Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ А. Ляшко больше беспокоила риторика и способы информирования жителей зоны "ядерного бедствия". По его мнению, знакомить граждан с решениями правительственных структур по минимизации аварии имели бы не СМИ (радио, телевидение, пресса), а работники райисполкомов, руководители предприятий. Стенограмма заседания 1 Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ свидетельствует, что среди партийно-государственного руководства республики не было четкого видения, каким образом проводить информационно-разъяснительную работу среди населения (док. 3) .Неготовность к проведению профилактических мероприятий по минимизации радиационной опасности , постоянное оглядки партийно-государственного руководства УССР на союзные инстанции привело к провалу йодной профилактики поражений щитовидной железы у населения территорий, подвергшихся воздействию радиоактивных выбросов. Показательно, что реплику-вопрос первого заместителя председателя Правительства УССР Е. Качаловского: "Как быть с киевским населением, давать ему йод или не давать?» И призыв министра здравоохранения УССР А. Романенко: "... нужно населению сообщить правду, а мы избегаем этого ", прозвучавшие на заседании Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ 3 мая 1986, председатель Правительства УССР А. Ляшко переадресовал комиссии Совета Министров СССР:" мы согласуем с комиссией, или будем оповещать, или это сделают участковые врачи "(док . 3). Разработанная на момент аварии "Временная инструкция по экстренной профилактики поражений радиоактивным йодом" была утверждена МЗ СССР 7 мая 1986 и поступила в Украинской ССР правительственной телеграммой только 9 мая 1986, когда потребность в этом мере пресечения практически отпала. Следует заметить, что Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ на своем уровне пыталась решать вопросы профилактики страхования населения от радиоактивного загрязнения. Так своим решением от 4 мая 1986 (док. 4) она поручили министру здравоохранения УССР А. Романенко подготовить текст для оповещения населения о проведении профилактических мероприятий в связи с событиями на ЧАЭС. Указанная информация была опубликована 9 мая 1986 в центральных газетах "Правда Украины" и "Советская Украина" под названием "Рекомендуются меры предосторожности. Рассказывает министр здравоохранения УССР А.Ю. Романенко ".Одновременно с формированием общественного мнения в республике по поводу событий на ЧАЭС Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ осуществляла определенные меры с целью сокрытия масштабов аварии перед странами Запада. Не отказавшись от первомайской демонстрации в столице Украины, когда в Киеве радиационный фон составлял 550-1200 микрорентген в час (при допустимой норме радиации - 25-30 микрорентген!), Высшее политическое руководство УССР цинично начало подготовку к 39-й международной велогонки Мира, начало которой планировался на 6 мая 1986 Накануне спортивного праздника, 4 мая 1986, между членами Оперативной группы состоялся обмен мнениями о целесообразности проведения многодневной велосипедной гонки (Киев - Варшава - Берлин - Прага), впервые стартовала в СССР: "тов. Ивашко - В велогонках. Есть случаи саботажа со стороны Некоторых команд. Пусть. Все равно велогонку надо проводить. тов. Ляшко - Есть ли у нас возражения? Тов. Романенко - Нет. тов. Ляшко - Есть ли возражения с точки зрения радиационной обстановки? Тов. Згурский - Нет. В пределах Киева.тов. Ляшко - Велогонка будет. Надо хорошо подготовить улицы, провести обработку и обеспечить дозиметрический контроль на всем протяжении трассы "(док. 5) .Наскоро было подготовлено соответствующее решение, которое было воплотить в жизнь Киевский горисполком и Штаб Гражданской обороны УССР:" Осуществить с учетом сложившейся ситуации необходимые работы по подготовке трасс для проведения велогонки мира и обеспечить дозиметрический контроль по всей их протяженности "(док. 5). Настоящую атмосферу, которая царила накануне международных спортивных соревнований, воспроизводят воспоминания председателя Киевского горисполкома Валентина Згурского: "А в это время шла радиационная лавина. Йод-138 атаковал щитовидку. Французы и англичане от участия в гонке сразу отказались. Наша страна оказалась в дурацком положении: проводить гонку или не проводить? Нужно было продемонстрировать всем, что никакой опасности радиации нет. И тогда мы поехали по маршруту велогонки ... в открытой машине. Кроме меня там находились председатель Комитета международной велогонки и министр спорта Украины "(правильно председатель Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту - упор.) В день старта велогонки, когда на центральной площади столицы Украины ради массовки было собрано 3,5 тыс. Участников художественной самодеятельности, Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ рассматривала вопросы, связанные с организацией дополнительных поездов, автобусных маршрутов и самолетов для охваченных паникой киевлян (док. 9) .Также для преодоления негативных представлений о чернобыльских по действия власти намеревались использовать заранее спланированы международные бизнес-мероприятия. По настоянию председателя Правительства УССР А. Ляшко Оперативная группа Политбюро ЦК КПУ 4 мая 1986 принял решение "внести предложение Госагропрома СССР о целесообразности проведения в мае с.г. в г.. Киеве международной выставки "Свекловодство-86" (док. 4) .Пристальное внимание со стороны международного сообщества к аварии на ЧАЭС заставила партийно-государственное руководство Украинской ССР вести соответствующую работу, направленную как на замалчивание экологической катастрофы, так и на формирование положительного образа советской Украины, эксплуатируя при этом лозунги: "гласность" и "открытость". Показательной иллюстрацией этому служит отрывок стенограммы заседания Оперативной группы от 5 мая 1986 (док. 7), на котором обсуждалась подготовка встречи с группой иностранных журналистов, пожелавших посетить "радиоактивный" Киев: "тов. Ивашко - 8-9 мая приедут иностранные корреспонденты. тов. КАЧУРА - Надо продумать, как показать, где. тов. КАЧАЛОВСКИЙ - Каждая служба должна серьезно подготовиться, проехать, посмотреть, привести в порядок, подготовить кадры. Надо подготовить грамотно людей. тов. КАЧУРА - После всего они Должны пройти через т. Кравчука (заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КПУ - упор.), Он отвечает за то, что будут делать. тов. КАЧАЛОВСКИЙ - Тов. Романенко, посмотрите дезактивации, когда мы будем встречать иностранцев особенно. Обязательно они захотят посмотреть больницу. тов. РЕВЕНКО - Начинать надо с медицинской одежды, она безобразно, начиная от белья. тов. КАЧАЛОВСКИЙ - Я могу подписать, чтоб выдали дополнительно новые простыни, белье "(док. 7). В канун государственного праздника Советского Союза - Дня Победы члены Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ советовались, каким образом отвлечь возможную внимание иностранных СМИ от "значительного роста количества пассажиров" на железнодорожных, автомобильных, речных вокзалах и аэропортах Киева. В конце концов чиновники согласились с мнением председателя КГБ УССР С. Мухи, который предложил бороться с массовой скоплением людей на вокзалах с помощью дополнительных железнодорожных поездов и значительного количества точек продаж проездных билетов: "тов. МАСИК - В два раза возросло количество пассажиров. Если в прошлом году за сутки перевозили 26 тыс. чел., то вчера выехали из Киева 55,5 тыс. чел. в 3 раза выросло отправления автомобильным транспортом. Вчера выехали 19,5 тыс. чел. Авиационный транспорт. Дали дополнительные самолеты. Позавчера отправили 9 тыс. чел ... тов. МУХА - Вчера дополнительный состав ушел полупустым из-за того, что кассы не могли пропустить. Просим дополнительные составы и отправляем их полупустыми. И еще просьба. Сегодня прибывают 20 корреспондентов, из них половина из капиталистических стран. Первый путь они сделают в кассы и дадут ненужную нам информацию. Надо отправить максимально, разъяснять. тов. МАСИК - Развернуть кассы дополнительно "(док. 11). Среди множества сложных для решения вопросов, возникшие в связи с экологической катастрофой, самой злободневной, оказалась для членов Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ проблема "использование продуктов растениеводства и животноводства, подвергшихся воздействию радиации, а также информирование населения по этим вопросам" (док . 3). На заседаниях Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ неоднократно заслушивались вопросы об уровне радиоактивности молока на загрязненных территориях и способы его использования. Чтобы не допустить поступления радионуклидов в организм человека с молоком и при этом сохранить ценный продукт питания, было принято решение о переработке его на сливочном масле. Как выяснилось впоследствии, применена на предприятиях пищевой промышленности УССР технология получения из "грязного" молока "чистых" жировых концентратов не принесла желаемых результатов. Несмотря на предостережения министра здравоохранения УССР А. Романенко, что "в масле остается на 20-30% от загрязненного молока", председательствующий на заседании Оперативной группы 8 декабря 1986 первый заместитель председателя Совета Министров УССР Е. Качаловском вынес неутешительный для жителей республики вердикт: "т. Старунский (министр торговли СССР - упор.), Возьмите масло. Если есть где хранить - положите на холод, а если нет - его можно использовать "(док. 11) . Определенное время члены Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ искали для себя ответ на вопрос:" хранить или утилизировать мясную продукцию из загрязненных территорий ? ». Опираясь на партийные документы, можно утверждать, что председатель Правительства УССР А. Ляшко сначала придерживался устойчивой позиции - "если выяснится, что мясо не пригодно, нужно забить и закопать" (док. 3), то через некоторое время ( видимо после полученных инструкций и рекомендаций от правительственной комиссии СССР) уже не возражал против реализации в продовольственных магазинах мясных товаров с уровнем загрязнения 10-7-10-12 Ки / кг (док. 24) и организации хранения 2,5 тыс. тонн мяса повышенной радиации (док. 28) . Стенограммы заседаний Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ позволяют не только охарактеризовать взгляды и действия высшего политического руководства УССР в экстремальных условиях, но и помогают проследить механизм разработки предложений и принятия решений республиканскими органами управления, касающихся многих социальных вопросов: трудоустройство, возмещение материальных потерь и обеспечения жильем и социально-бытовым обслуживанием эвакуированного населения и др. (Док. 2, 4, 8, 9, 33, 38) .Документы Политбюро ЦК КПУ отражают широкий круг проблем медико-биологического характера, порожденных Чернобыльской катастрофой. На заседаниях Оперативной группы рассматривались вопросы: обеспечение населения Украины чистой водой (док. 4, 8, 10, 14), необходимость защиты грунтовых вод и водозаборов от поверхностных источников загрязнения (док. 5), обеспечение граждан экологически чистыми продуктами (док . 2, 6, 26, 30, 55) и даже снятия в условиях всесоюзной антиалкогольной кампании запрета на продажу в магазинах сухого красного вина (док. 7) . Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы потребовало значительных материальных и человеческих ресурсов, а также немедленной мобилизации интеллектуальных сил. Одним из приоритетных направлений деятельности Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ стало привлечение академической науки к решению инженерно-технических проблем, порожденных аварией на ЧАЭС. Стенограммы заседаний Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ раскрывают широкий спектр сложнейших задач, в решении которых участвовали научные коллективы Академии наук УССР: создание оперативного мониторинга поверхностной и подземной гидросферы рек Днепр и Припять (док. 19, 21, 48); проектирование и строительство реакторов очистки питьевой воды от радиоактивного загрязнения для населенных пунктов, расположенных вдоль реки Днепр (док. 10, 21, 24, 52) тому подобное. Стоит отметить, что на каждом заседании властного коллегиального органа поднимались вопросы минимизации радиационной опасности в столице Украина. Протоколы Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ за период май - декабрь 1986 дают возможность проследить не только динамику радиационной ситуации в Киеве в связи с аварией на ЧАЭС, но и воспроизвести с хронологии меры Правительства СССР и Киевского горисполкома, направленные на снижение радиационной нагрузки на жителей Киева: введение радиологического контроля автомашин на въезде в столицу (док. 9); обвод транзитного транспорта (док. 11); создание дополнительной сети артезианских скважин (док. 17) обеспечение дозиметрических приборов местных молокозаводов, овощехранилищ и продовольственных баз (док. 4, 10, 13, 14, 26); строительство Деснянского водозабора (док. 31, 32, 38); работы по увлажнения и уборки улиц, тротуаров, парков, скверов (док. 64) .Завершения выполнения республиканскими ведомствами и учреждениями экстренных мер по минимизации последствий Чернобыльской аварии сказалось на интенсивности проведения рабочих заседаний Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ. Существенный спад в деятельности этого координационного органа в ноябре 1987 объясняется завершением основных ликвидационных работ (запуск реактора 3-го энергоблока ЧАЭС, окончание строительства нового города энергетиков Славутича). Деятельность "ликвидаторской структуры" под эгидой ЦК КПУ, особенно на начальном этапе, показала несовершенство государственной системы оперативного управления радиационными рисками. Создана высшими органами коммунистической партии и советской власти система организации управления чрезвычайной ситуацией, которая охватила важнейшие отрасли науки и производства, продемонстрировала преобладание идеологических подходов в решении насущных проблем, порожденных аварией. На критерий эффективности республиканского координационного органа, негативно влияла его зависимость и подчиненность союзном руководству. Время и масштабы перемещения людских контингентов, порядок информирования населения о событиях на ЧАЭС и состояние окружающей среды нужно было согласовывать в высших эшелонах власти СРСР. Вялотекущие темпы принятия и реализации управленческих решений, вызванные экономическими трудностями, невозможным быструю разработку и внедрение обоснованной концепции безопасного проживания населения на загрязненных территориях и достижения желаемого эффекта в сфере защиты здоровья и прав чернобыльцев (улучшение медицинского обслуживания, выплата справедливой компенсации, предоставление дополнительных материальных и социальных благ и т.п.) .Вместе с тем, планомерно-поэтапное проведение комплекса приоритетных мер по ликвидации последствий техногенной катастрофы (эвакуация населения, его расселения и трудоустройства, дезактивация пораженных радиацией территорий, строительство жилья для эвакуированных), координация усилий партийных, хозяйственных, научных организаций, мобилизация необходимых трудовых и финансовых ресурсов в ходе восстановительных работ на ЧАЭС имело положительный результат. Несмотря на некоторые упущения в системе управления и торможения некоторых крайне важных решений специальной управленческом звене удалось обеспечить выполнение большого объема работ по преодолению экологической катастрофы. Опыт решения проблем эвакуации и переселения лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, вызывает интерес мировой общественности. Приобретенные в ходе ликвидации аварии на ЧАЭС знания и умения, касающиеся восстановления и реконструкции пораженных радиацией территорий, организации масштабных мероприятий медицинской защиты населения, оказания помощи эвакуированным, пригодились чиновникам и ученым Японии во время аварии в марте 2011 на атомной электростанции " Фукусима-1 ". Ядерные катастрофы, которые постигли Украину и Японию, побуждают широкую международное сообщество объединить усилия для решения проблем по обеспечению безаварийной эксплуатации атомных объектов и разработки единой концепции ликвидации последствий техногенных катастроф.
 
Особенностью данного издания является то, что в нем впервые публикуется корпус оперативных документов о ежедневных централизованные действия советских и партийных органов власти Украинской ССР, направленные на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они воспроизводят не официальным и общепринятую соответствующими инстанциями позицию, не сжатую и отработанную до конца информацию, а раскрывают непосредственное оперативную работу, содержат прогнозные оценки и размышления, которые высказывались в процессе обсуждения различных вопросов, дают представление о восприятия и понимания представителями высшего управленческого ветви, профильных ведомств и научных учреждений сложившейся ситуации и даже передают эмоциональную атмосферу, в которой происходило обсуждение вопросов. Предлагаемое издание делает полное «погружение» читателя в среду, в которой принимались судьбоносные решения.
Полнота информации о работе Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ, представленная в предлагаемом издании, характеризует его как корпусную публикацию архивных источников.
Указанные документы хранятся в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины - в фонде 0"Центральный комитет Коммунистической партии Украины". Они поступили в архив в трех томах в составе документов общего отдела ЦК КПУ. Это первые экземпляры протоколов, заверенные подписью руководителя Оперативной группы Политбюро ЦК КПУ, стенограммы заседаний, решения Оперативной группы, а также оригиналы документов, приложенных к рассмотрению отдельных вопросов. Все документы должны высокий уровень секретности, а потому хранились в так называемой "отдельной папке" ЦК КПУ. Документы, вошедшие в данный сборник публикуются впервые (за исключением 1, 3, 126)
.
Всего в книгу включены 130 документов за период с 3 мая 1986 в 9 ноября 1988 Первой подается копия постановления Политбюро ЦК Компартии Украины от 3 мая 1986 "О дополнительных мерах в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС", которой было создано Оперативную группу Политбюро ЦК КПУ по вопросам, связанным с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Основу издания составляют 55 протоколов и 56 стенограмм заседаний Оперативной группы за период с 3 мая 1986 в 16 ноября 1987 (стенограмма заседания от 28 июля 1986 подается в двух отдельных частях, как в оригинале, док. 74, 75). Кроме того, в корпусной публикации включено 2 решения Оперативной группы Политбюро ЦК Компартии Украины, датированные 18 июня 1987 и 9 ноября 1988 (док. 125, 130), а также 15 документов, прилагаемых к протоколам, среди которых - 3 решения Правительственной комиссии СССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 7 августа, 19 августа и 18 сентября 1986 (док. 79, 85, 95) и 12 справок, докладных записок, других документов ответственных лиц по различным вопросам ( 17, 84, 88, 100, 103, 104, 107, 112, 113, 116, 119, 120, 121). Отдельные документы, которые прилагались к одному пункту и касались одного вопроса, объединенные под одним общим заголовком ( 119, 121). Документы, имеющие узкую специфическую направленность, не выводятся (их заголовки и номера листов в деле указываются в текстовых примечаниях). Некоторые протоколы заседаний Оперативной группы содержат приложения, которые подаются после протоколов (док. 81, 83, 97, 111, 118, 123, 126). Приложения, которые дублируются в нескольких протоколах, прилагаемых к первому протоколу, а дальше не печатаются, но в текстовых примечаниях подается ссылки на протокола и документа, где они содержатся.
Все документы должны заголовки, составленные составителями, в которых указано порядковый номер документа, его вид, автор, адресат (при наличии), содержание (при необходимости), дата. В заголовках к стенограмм заседаний указываются номера соответствующих протоколов заседаний.
Каждый документ сопровождается легендой, в которой указано место его хранения (сокращенное название архива, номер фонда, описи, дела, листов), указывается подлинность документа (оригинал, копия) и тип воспроизводства (все документы в издании машинописные), а также указываются источники предыдущего печати документов.
К документам составлен текстовые примечания, в которых содержится информация об особенностях текста и его оформления. Также в текстовых примечаниях подаются краткие сведения о реках, водохранилища, отдельные населенные пункты, единицы измерения и т.д., которые упоминаются в тексте.
Документы, публикуемые подаются на языке оригинала (все документы на русском языке). В них максимально сохранена лексика, авторские и редакторские особенности текстов. Согласно нормам действующего правописания исправлены без оговорок орфографические и пунктуационные ошибки, неправильное употребление некоторых фамилий и географических названий (если неправильное название повторяется несколько раз, это комментируется в текстовых примечаниях). Названия населенных пунктов представлены по административно-территориальным устройством середины 1980-х гг.
Оформление протоколов и стенограмм заседаний в издании унифицированы. Также составителями унифицированы разночтения единиц измерения, о чем указано в текстовых примечаниях.
Подчеркивание в тексте сохранено. Машинописные подчеркивание НЕ комментируются; подчеркивание и пометки, сделанные от руки, комментируются в текстовых примечаниях. Рукописные части текста выделены курсивом. Потери текстов или авторские пропуски частей текста обозначаются тремя точками в квадратных скобках - [...].
В протоколах заседаний содержатся фрагменты текстов, которые наклеены на основные экземпляры. Это, а также все различия в первой редакции (основной текст) и во второй редакции (наклеен текст) комментируются в текстовых примечаниях.
Если документ был подписан или его копия заверенная, то фамилия лица, это сделала, берется в круглые скобки - (А. Ляшко). Когда же в документе содержится только подпись, то он оформляется курсивом в квадратных скобках - [подпись К. Бойко] или в случае, если лицо не установлено - [подпись].
Книга состоит из предисловия, документов, размещенных в хронологической последовательности (исключая приложений или документов к протоколам) и научно-справочного аппарата: тематических примечаний, именного и географического указателей, списка сокращений и малораспространенных слов, перечень содержащихся документов.
В тематических примечаниях подаются короткие справки о лицах, участвовавших в заседаниях или упоминались в протоколах, стенограммах или иных документах, информацию о которых удалось установить (включая дату рождения, должность на период аварии (в названиях учреждений и организаций сохранено особенности действующего на то время правописания), участие в комиссиях, группах или других формированиях, созданных для ликвидации последствий аварии, награждение за работу в первый год после аварии и т.п.). Также в примечаниях подаются названия упоминаемых в документах постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров СССР, ЦК КПСС и ЦК КПУ (на документы союзных органов, которые хранятся в ЦГАОО Украины, подаются ссылка).
В подготовке издания принимали участие работники Центрального государственного архива общественных объединений Украины Л. Батрак, А. Дивнич, С. Геращенко, И. Журжа, Н. Ивахно, С. Коломиец, М. Легкоступ.
Составители выражают искреннюю благодарность сотрудникам Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины Н. Маковский, А. Берковский и А. Ефремовой за поисковую работу для уточнения информации, содержащейся в документах корпусного издание.
 
 
 
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Документы Оперативной группы ЦК КПУ 1986-1988 о ликвидации ЧАЭС на Русском перевод

ПредыдущаяПериод застоя СССР в 1968-1980
Следующая По материалам сводной ведомости результатов археологических разведок на керченском и таманском полуостровах. Древности боспора
Остальные материалы раздела: Союз советских социалистических республик

Заказ электронных компонентов

Оставить комментарий

как гость

Похожие материалы:

Закон СССР от 03.08.1940 О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик
Постановление Совмина СССР от 22.09.1970 N 801 Об утверждении Положения о въезде в Союз Советских Социалистических Республик и о выезде из Союза
Положение о въезде в пределы Союза Советских Социалистических Республик и о выезде из пределов Союза Советских Социалистических Республи
Постановление ЦИК СССР от 06.07.1923 О Конституции Союза Советских Социалистических Республик
Закон СССР от 19.08.1938 О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик
Основной Закон Конституция Союза Советских Социалистических Республик утв. ЦИК СССР 06.07.1923
Постановление ЦИК СССР от 27.10.1924 О размежевании советских республик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалисти
Постановление ЦИК СССР от 14.07.1924 Наказ Верховному Суду Союза Советских Социалистических Республик
Регламент Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик принят ВС СССР 19.04.1979 N 3-X
Декрет СНК РСФСР от 27.11.1920 О мерах к восстановлению хлопководства в Туркестанской и Азербейджанской Социалистических Советских Республик

Похожие разделы:

Столицы союзных республик набор открыток
Израильские плакаты в поддержку Советского Союза и социалистических идей
lomasm~ Платы от советских ЭВМ
Логотипы советских телепередач
Союз маньяк
Советский Союз
Уголок Союз-маньяка
Стенгазета СОЮЗ-Маньяка
Юмор в стиле Союз-маньяк
Советский СОЮЗ в фотографиях Семена Фридлянда полная коллекция

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps
https - перейти на защищенную версию сайта

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Каритнка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: http://wfi.lomasm.ru/русский.союз_советских_социалистических_республик/предисловие_документы_оперативной_группы_цк_кпу_1986-1988_о_ликвидации_чаэс_перевод_с_украинского